Дизайн имеет значение. Библиотека — выбор подростков

Цель любого библиотечного пространства — расположить к себе юного читателя, показать, что в библиотеке ему всегда рады и готовы помочь.
Детская библиотека — особое пространство, оформление, внешний вид которого выступает дополнительным стимулом приобщения к чтению, но библиотеки не всегда соответствуют как рекомендациям специалистов, так и повышенным требованиям читателей. Библиотека должна вписываться в современную систему мира подрастающего поколения. Одним из ключевых факторов на пути к этому является дизайн — специфическая сфера деятельности по разработке предметно-пространственной среды с целью придать ей эстетические и функциональные свойства. Этого можно добиться через грамотное зонирование пространства, оптимальные цветовые решения, эргономичную мебель и элементы фитодизайна. Другими словами, необходим соответствующий интерьер.
Сегодня наиболее распространено понимание библиотечного интерьера как внутренней объёмно-планировочной организации библиотечных помещений и комплексов библиотечного оборудования, соответствующей их функциональному назначению. Первым, на что читатель обращает внимание при входе в библиотеку, является цвет — стен, мебели, цветочных горшков, лиц библиотекарей.
В своей работе «Психология эстетики» (2018) Роберт Франсе приходит к заключению о врождённости цветовых предпочтений у детей младшего возраста1. Его исследования подтверждают, что, вне зависимости от домицилия (места постоянного проживания) и национальной принадлежности, у детей в возрасте до 1 года определяются одинаковые цветовые предпочтения: цветам активной стороны (красному, жёлтому и оранжевому) они отдают предпочтение чаще, чем релаксирующим цветам (синему, зелёному и фиолетовому). В работе В. С. Мухиной «Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта» (1981) продемонстрировано, что дети дошкольного и младшего школьного возраста в большинстве случаев используют в своих рисунках цвета, которые можно охарактеризовать как «яркий», «светлый», «чистый»2. Во многом поэтому детское творчество кажется взрослым наивным и менее реалистичным даже в сравнении с работами примитивистов. Вне зависимости от пола детей ими выбирались фиолетовый, красный и жёлтый цвета, а чёрный, серый, коричневый и его оттенки — отторгались. Необходимо подчеркнуть, что реакция ребёнка младшего возраста на красный, жёлтый и другие положительные цвета — не раздражение, свойственное взрослому человеку, а чувство комфорта и успокоения.

Светлана Андреевна Нуритдинова, студентка 4 курса СПбГИК, группа БИФ/БО113-4/1
Кристина Алексеевна Пилюк, студентка 4 курса СПбГИК, группа БИФ/БО113-4/1