Социокультурная реабилитация инвалидов. Интеграция традиционных и инновационных библиотечных практик

Библиотеки всегда были и остаются одними из наиболее доступных центров информации, образования, досуга для людей с ограниченными возможностями благодаря своим фондам.
У каждого человека с ОВЗ есть культурная норма развития, закреплённая рядом федеральных законов. Это даёт им право ощущать себя полноценным членом социума, ориентированным на творческую деятельность и образование. Действующим законодательством регулируется право человека не быть исключённым из общественной и культурной жизни из-за проблем со здоровьем, врождённых или приобретённых. Для развития инклюзивных процессов в культуре создана Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»1.
Права инвалидов на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках и специализированных библиотеках в соответствии с их уставами Регламентируют следующие нормативно-правовые документы: Конвенция о правах инвалидов2; Федеральный закон «О библиотечном деле»3; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»4.
Опыт многолетней помощи творческому развитию людей с особыми потребностями имеется у многих муниципальных учреждений культуры города Екатеринбурга. В первую очередь, «через реализацию художественных инклюзивных практик, которые являются одним из самых сильных мест оказания жизненно важной помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их становления, социокультурной абилитации и реабилитации»5. С 2015 г. у муниципальной сферы культуры начала складываться единая, осознанная и основанная на системном подходе концепция доступности наших учреждений и их услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья. Все направления по созданию универсальной безбарьерной среды были объединены в единый проект, который получил ёмкое и многозначное название «Культура для всех»6. Как отмечают авторы публикаций о развитии культурной инклюзии в г. Екатеринбурге «немаловажную роль в создании инклюзивного пространства имеет развитие и использование различных каналов связи для информирования потенциальных посетителей учреждения культуры о существующих возможностях»7.
Библиотека №2 Муниципального бюджетного учреждения культуры Библиотечный Центр «Екатеринбург» стремится занять достойное место в культурной инклюзии города, выстраивая свою деятельность с учётом динамики изменений в библиотечной практике, средств массовой коммуникации и информации. Внедряя перспективные новации традиционного формата, необходимо осваивать новые технологии, развивать новые интернет-сервисы и инновационные библиотечные проекты, осуществлять общение с читателями на сайте.

Ольга Александровна Мезенцева, студентка 3-го курса, заведующая Библиотекой №2, Екатеринбургская академия современного искусства, г. Екатеринбург

1 Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. №363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322085/
2 Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zakonoved.su/wp-content/uploads/2019/04/
3 Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. №78-ФЗ «О библиотечном деле» (с изменениями на 1 мая 2019 года) [Электронный источник]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5434/
4 Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/
5 Ахьямова И. А. Культурная инклюзия в художественном образовании г. Екатеринбурга / И. А. Ахьямова, О. А. Стаина // Педагогическое образование в России. — 2019. — №7. — С. 167–172.
6 Культура и социальная ответственность: создание инклюзивного пространства : материалы конференции / под редакцией И. А. Ахьямовой, А. А. Пронина. Екатеринбург: ЕАСИ, 2017. — 158 с.
7 Там же.