Чайковский и Пушкин. Негаснущий огонь вдохновения

«Бывают странные сближения…»
А. С. Пушкин

А. Е. Будяковский (1905–1941), музыковед, доцент Ленинградской Консерватории, лектор Концертного бюро Ленинградской Филармонии, член Союза композиторов. Помимо научно-исследовательских работ, писал и популярные статьи о музыке. В журнале «Библиотечное
Дело» №2 (380) 2021 г. опубликована статья Е. А. Будяковской «Музыка продолжала звучать» А. Е. Будяковском.

В одну из бессонных ночей, перечитав статью своего отца о Пушкине и Чайковском, я лежала и размышляла о превратностях и пересечениях творческих судеб поэта и композитора, и неожиданно для себя сделала открытие, которое меня поразило и навело на размышления.
Угол Мойки и Невского проспекта. Кондитерская Вольфа и Беранже. 27 января 1837 г. Александр Сергеевич Пушкин встретился здесь с Константином Карловичем Данзасом, своим секундантом. По воспоминаниям Данзаса, Пушкин выпил стакан лимонаду или воды, и они отправились на Чёрную речку, где Пушкин был смертельно ранен на дуэли и через три дня скончался. Это всем известные факты. Многим известен и другой факт — 20 октября 1893 г. Пётр Ильич Чайковский, возвращаясь после спектакля в Александринском театре со своими родными и друзьями, зашел в ресторан Лейнера поужинать, выпил там, несмотря на протесты родных, стакан сырой воды, и через пять дней скончался от холеры. Но ведь ресторан Лейнера находился в том же самом доме на углу Мойки и Невского, где ранее находилась кондитерская Вольфа и Беранже! Многим это покажется простой случайностью, но меня это открытие буквально ошеломило! Значит два наших величайших гения, оба в расцвете своих жизненных и творческих сил, вышли навстречу своей смерти из одного и того же дома! И через несколько дней умерли в двух шагах от этого рокового места: один — на Мойке 12, другой — на Малой Морской 13. Нет, это не случайное совпадение. Это какое-то «странное сближение». Недаром же Петербург считается мистическим городом, а рок, фатум, предопределение в судьбе человека играют такую большую роль в творчестве Петра Ильича Чайковского, да и Пушкина тоже.
Пушкин и Чайковский не были современниками, но их творческие судьбы тесно связаны между собой. Чайковский родился через три года после ухода Пушкина и обессмертил в музыке его великие литературные творения. И Пушкин, и Чайковский являются символами России, символами русской культуры. «Пушкин это наше все», сказал Аполлон Григорьев. Да, это наше всё. Чтобы понять Пушкина, надо читать его в подлиннике, надо знать русский язык. У Чайковского — мировая слава, потому что музыка не нуждается в переводе. Бессмертные творения Пушкина «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» гораздо больше известны за рубежом как одноименные оперы Петра Ильича Чайковского, чем как литературные произведения. Да и дух мятежного гетмана Мазепы до сих пор блуждает по незалежной Украине, смущая умы свидомых украинцев. Кстати, Пушкин сначала назвал свою поэму «Мазепа», а потом переименовал её в «Полтаву», а Чайковский, взявший за основу своей оперы поэму Пушкина, сразу назвал оперу «Мазепа».

Елена Андреевна Будяковская, преподавала английский язык в Ленинградском кораблестроительном институте, работала переводчиком в Невском проектно-конструкторском бюро и НИИ «Океанприбор», издала неопубликованные труды своего отца А. Е. Будяковского, погибшего в блокадном Ленинграде