Не лайком единым. РГБИ в социальных сетях*

В социальных сетях РГБИ без малого десять лет: с 2012 г. на «Фейсбуке» и «ВКонтакте», несколько позже библиотека освоила “YouTube” и «Инстаграм». У некоторых наших подразделений, помимо общебиблиотечных, есть локальные аккаунты, в том числе и на
телеграм-канале.
Специфика нашей Библиотеки такова, что помимо сугубо «библиотечного» контента (новости, анонсы мероприятий, презентации книг и т. п.), от нас как от библиотеки искусств, ждут, судя по опросам и комментариям, ещё и качественного познавательного контента. Ждут публикаций о людях искусства и фактах из области искусства, открытий и новых имён, интервью со знаменитостями и виртуальных арт-проектов. И было бы странно, если бы мы сами не стремились говорить с пользователями об искусстве.

Об искусстве, о себе — и вновь об искусстве
В течение многих лет при непосредственном участии наших специалистов — искусствоведов, театроведов, хранителей, библиографов — создавались и создаются многие фильмы и спектакли, костюмы и декорации, дизайнерские проекты и перформансы, и преимущество нашего времени в том, что теперь мы можем показать это в соцсетях — постфактум или в реальном времени. Со многими известными режиссёрами, актёрами, дизайнерами, художниками сцены у нашей Библиотеки сложились давние и особые отношения — они приходили к нам ещё в годы своей студенческой юности, да и сейчас продолжают посещать как в качестве читателей, так и в качестве лекторов и участников творческих акций. И если мы, к примеру, поздравляем в наших аккаунтах с круглой датой Юрия Норштейна или Игоря Ясуловича, то это скорее дружеские, чем официальные поздравления, и нам не нужно искать для этого их фотографии в Яндексе — у нас много тех, что сделаны непосредственно в наших стенах. Это придаёт традиционным для библиотечных аккаунтов «юбилейным» публикациям специфический ракурс и вызывает множество тёплых откликов в комментариях… Тот же, как нам кажется, «домашний», не вполне официальный оттенок присутствует и в атмосфере творческих вечеров и встреч с деятелями искусства, регулярно транслируемых на нашем YouTube-канале. Именно там мы открываем для зрителя новые имена, показывая в прямом эфире дипломные студенческие спектакли или устраивая читки пьес молодых авторов. И именно там, на нашем канале, зритель сможет, например, открыть для себя несколько иного, немного непривычного Александра Васильева, увлечённо и чуть застенчиво вспоминающего о том, как он начал осознавать себя в качестве будущего историка моды, сидя в читальном зале нашей — тогда еще Театральной — библиотеки и листая старые номера журнала «Столица и усадьба». («Ваша библиотека была для меня культурным трамплином; она открыла для меня огромный мир, который мне потом удалось наверстать во Франции, в библиотеке Музея декоративных искусств») … «Медийная» личность во взаимодействии с книгой и библиотекой — это всегда трогает, вызывает интерес и одновременно работает на наш собственный имидж, не только создавая репутацию некоего специфического арт-пространства, но и подчёркивая нашу основную функцию — помогать искусству.

Татьяна Викторовна Агеева, главный библиограф Отдела научной информации РГБИ
Елена Сергеевна Рубанова, ведущий библиограф, Центра визуальной информации РГБИ

* Статья написана до того, как было принято решение о блокировке “Facebook” и “Instagram” на территории РФ