Детские издания по производству книг второй половины ХХ века. Как это сделано?

Издания для детей, описывающие производство товаров народного потребления, продолжили удерживать активные позиции в 1960–80-х годах. В частности, книги и игры, выпущенные во второй половине ХХ в., давали возможность познакомить детскую аудиторию с процессом производства книг.
Издания для самых маленьких детей создавались в виде рассказа старшего, например отца, адресованного сыну. Так, в 1974 г. вышло произведение Баркова А. С. «Откуда пришла книга». Для детской книги огромное значение имеет украшение издания иллюстрациями.
Оформлял книгу художник Рубен Васильевич Сурьянинов (1903–1991) — Известный российский художник, график, плакатист, иллюстратор. В 1956 г. окончил Академию художеств Латвийской ССР, учился у П. Любомудрова. Член Союза художников СССР (1961). Член Союза журналистов СССР (1966). Заслуженный художник РСФСР (1992). Известен, прежде всего, как автор многочисленных плакатов на темы внешней и внутренней политики, материнства, детства и спорта1.
Автор книги Барков Александр Сергеевич (1935–?) — детский писатель. Родился в Москве, закончил пединститут, преподавал биологию и литературу в сельской школе. Автор многочисленных изданий для детей младшего школьного возраста, таких, как «Бельчонок на плече», «Снег идёт», «У Чистых прудов», «На ранней зорьке», «Плачут чибисы на заре» и др. Совместно с И. Б. Шустовой А. С. Барков создал «Большой атлас животных», выдержавший 7 переизданий. Он известен также, как автор изданий для среднего школьного возраста, например, исторические повести и Денисе Давыдове. С 1970 по 1973 г. являлся редактором альманаха «Охотничьи просторы». А. С. Барков также является Членом Союза писателей России2.
Его перу принадлежит произведение «Откуда пришла книга» (М., 1974), созданное для детей дошкольного возраста.
Рассказ строится в виде диалога отца и сына. Отец, читая книгу, поясняет сыну Серёже что нужно, чтобы сделать книгу. Сначала описывается изготовление бумаги с добывание древесины, сплава её по реке до места нахождения бумагоделательного комбината. Далее речь идёт о писательской работе, ведь «написать хорошую книгу совсем не просто… нужны способности, талант. …Труд писателя считается одним из самых сложных. Недаром на обложке каждой книги … стоит фамилия её автора»3.
Предваряя рассказ о современной книге, автор описывает древние книги, созданные на камне, бересте, воске, потом на бумаге, но ещё рукописные, а для того, чтобы их размножить нужна типография. Поэтому отец знакомит Сережу с устройством типографии «книжная фабрика. Как на любой фабрике там много цехов. В одном готовят бумагу, в другом краски. И в каждом цехе — машины… В печатную машину попадает чистая бумага, а выходит с текстом и разноцветными рисунками»4. Затем отец рассказывает Серёже как книга попадает к читателям через книжные магазины, киоски или библиотеки.

Нина Георгиевна Кузьмина, сотрудник Российского творческого союза работников культуры,
Санкт-Петербург

1 Трамвай искусствм[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tramvaiiskusstv.ru/
2 Сказки всего мира [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.skazk.ru/
3 Барков А. С. Откуда пришла книга [Текст]: [Для дошкольного возраста] / А. С. Барков, Р. В. Сурьянинов; [Авт.-худож. Р. В. Сурьянинов]. — [Москва]: Малыш, 1974. — С. 7 (- 24 с.).
4 Там же. С. 10.