Два года прошло с того времени, как в иной мир ушла Татьяна Кирилловна Кустодиева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Татьяна Кирилловна Кустодиева была настолько значимым специалистом в итальянской живописи ХIII–ХVI вв., что писать о ней я просто не решился, хотя её книг в домашней библиотеке предостаточно. В конце лета прошлого года тот же отдел Эрмитажа простился с Альбертом Григорьевичем Костеневичем, хранителем коллекции французской живописи, книги которого также имеются в моей библиотеке. Размышления о выдающихся эрмитажниках ни к чему не привели, а десятки их книг, в том числе брошюры временных выставок, требовали своего разрешения. И сегодня, без какого-либо продуманного плана, я решил написать о своём видении этих неординарных людей, их деятельности, более 60-ти лет отдавших служению западноевропейского изобразительного искусства. В основу лягут посещения временных выставок, организованные в разные годы, а равно — книги, написанные искусствоведами. Это не будет «исчерпывающей информацией» — лишь зарисовками тех чрезвычайно интересных моментов, что случились в моей жизни. Будет правильным назвать моё изложение материала лёгким прикосновением к великому искусству западноевропейской живописи, которой отечественные искусствоведы посвятили десятилетия жизни и плодотворной работы. В подаче материала не соблюдена и строгая хронология, которую можно было бы ожидать; изначальная произвольность изложения позволяет от этого уклониться.
Итак, с 6 декабря 2018 по 11 марта 2019 г. в Государственном Эрмитаже проходила выставка «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи».
Пьеро делла Франческа (1412–1492) занимает особое место в ряду знаменитых мастеров XV столетия — Мазаччо, фра Анджелико, фра Филиппо Липпи, Сандро Боттичелли, Джованни Беллини. Скажем сразу, что в российских музеях его произведений нет, поэтому выставка явилась откровением для отечественного зрителя. Свидетельством этому — книга Татьяны Кирилловны Кустодиевой:
Кустодиева Т. К. Знакомство с Пьеро делла Франческа / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2018. — 68 с.: ил.
«Монархом живописи» назвал Пьеро один из его современников, и здесь нет особого преувеличения, поскольку он был одним из самых ярких новаторов эпохи Ренессанса. Согласно одному из документов, в 1439 г. Пьеро находился во Флоренции, которая, как и в предыдущие столетия, оставалась самым прогрессивным центром Италии в области культуры. Именно здесь он работал с Доменико Венециано (1410–1461). Именно Доменико можно считать наставником Пьеро. Это отмечает в своей книге и Татьяна Кирилловна Кустодиева (С. 7)
Александр Александрович Тетерин, библиофил, г. Тосно Ленинградской области

