Композиционные особенности жанра. Триллер в современной литературе*

Проблема определения жанровых конвенций произведений массовой культуры находится в центре внимания современного литературоведения, что определяет актуальность исследования, посвящённого одному из жанров массовой литературы — триллеру, композиционные особенности которого остаются недостаточно изученными.
Литература жанра триллер, безусловно, относится к явлениям массовой культуры, которая «… традиционна и консервативна, ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, поскольку обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории»1. Однако, как указывают исследователи, грань между высокой и массовой литературой в настоящее время достаточно размыта, современные авторы часто комбинируют приёмы реалистической традиции и элементы модернистских и постмодернистских экспериментов: “The boundary between high and mass literature is becoming less and less distinct. Literary texts combine realistic traditions, modernistic experiments, and postmodern tendencies <…>”2. Данное замечание можно отнести и к произведениям жанра триллер.
Триллер как жанр впервые появился в американской литературе, многие произведения которой характеризует синтез романтической, готической и реалистической традиции. Термин «триллер» используется по отношению к художественным произведениям с 1880-х годов. В англоязычной традиции триллер понимается как художественное произведение, которое провоцирует приток эмоций, вызывает чувство тревоги. «Если триллер не в состоянии щекотать нервы, значит, он не справляется со своей работой», — пишет в своей книге «Триллер» Джеймс Паттерсон3. Как считает Дэйв Кер, триллер — это, в первую очередь, американский жанр, потому что ему «свойственны непосредственность и сила воздействия, которые редко встречаются в европейском (искусстве), — прощупывание физических и эмоциональных пределов жизни, упоение опасностью, осознание её роковой притягательной силы»4.
Теоретическое осмысление истоков современного жанра триллера позволяет выделить две его основные особенности:
• триллер рассматривается как одна из разновидностей детектива;
• триллер рассматривается как жанр, характеризующий преимущественно американскую литературу.

Олег Трембицкий, Татьяна Осадчая

* Статья опубликована: Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. — №10(66). — Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/kompozitsionnye-osobennosti-zhanra-triller-v-sovremennoj-literature.html
1 Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века. — СПб: Азбука, Азбука Аттикус, 2017. — С. 156.
2 Лушникова Г. И., Осадчая Т. Ю. Современный экзистенциалистский роман: взаимодействие кодов различных систем // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 11. — №1. — С. 106.
3 Цит по: Дьякова Т. В. Характеристика жанра «Триллер» и его поджанры // Lingua mobilis. — 2013. — №5(44). — С. 32.
4 Там же.