В объявленный тематический Год педагога и наставника в России постараемся под новым углом посмотреть на методическую деятельность библиотек, поразмышлять с точки зрения наставника. Насколько необходимо методическое обеспечение библиотечной деятельности?
Наставничество — тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне, а групповое наставничество предусматривает коллективное обучение, передачу профессионального опыта. Наставничество — это планомерная работа по передаче навыков от опытного и знающего специалиста к менее опытному специалисту, к новичку. Как социальное явление оно существует в крупных компаниях, образовательных учреждениях. Возведённое руководителями в ранг философии организации, оно становится инструментом воспитания подрастающих кадров.
Исходя из этих основных определений понятия «наставничества», в полной мере, применимо и к системе повышения квалификации, к приобретению новых профессиональных компетенций, к основам организации методической работы библиотек. Рассмотрим библиотечное наставничество как форму повышения профессионализма специалистов библиотек. Наставник (библиотекарь, методист) или группа наставников (библиотека) передают определённые знания, умения и навыки наименее опытным коллегам.
Челябинская ОДБ — методический центр для муниципальных детских библиотек
Население Челябинской области обслуживают 813 библиотек, из них 809 муниципальные и 4 областные библиотеки. Обслуживанием детей занимаются 757 общедоступных муниципальных библиотек, в том числе, 93 специализированные детские библиотеки.
В Челябинской областной детской библиотеке им. В. Маяковского разработана программа «Школа библиотечного лидерства» (программа повышения квалификации библиотечных специалистов на 2021–2025 гг.)*. Цели программы: повышение профессионального уровня библиотечных специалистов муниципальных библиотек, престижа библиотечного сообщества в культурном пространстве; интеграция лучшего опыта работы библиотечных специалистов в социокультурное пространство региона
Одной из важных задач методическая служба региональной библиотеки считает познакомить коллег с изменениями в модельных библиотеках нового поколения, показать позитивные перемены для пользователей, научить новым библиотечным практикам привлечения детей к чтению.
Татьяна Васильевна Харечко, заведующая научно-методическим отделом Челябинской областной детской библиотеки им. В. Маяковского
* Информация о Челябинской областной детской библиотеке им. В. Маяковского: https://www.chodb.ru/company/

