Общепризнано, что чтение во многом способствует формированию личности, развитию мышления, навыков общения и в целом социализации в обществе. По этой причине старшее поколение так настаивает на том, чтобы дети почаще брали в руки книги.
У современных подростков появилось моральное «Право не читать», и чтение сегодня уже не играет такой важной роли и не является показателем интеллектуального развития1. Это и отличает подростков от поколения их родителей, бабушек и дедушек, по этой причине многие взрослые считают, что если не заставлять, то сами дети никогда не начнут читать. Но все же общая картина не так безнадёжна. Подростки читают, возможно, не так и не то, что читало старшее поколение, но читают! Это подтверждается регулярно проводимыми исследованиями чтения подростков2.
Целью нашего исследования стал анализ культуры чтения современных подростков, выявление её отличий от культуры чтения предыдущих поколений. В качестве респондентов были выбраны группы подростков, заинтересованных в чтении как досуге, — студенты, получающие образование в учреждениях библиотечно-информационной направленности, учащиеся классов гуманитарного профиля и группы школьников, увлекающихся чтением. Под культурой чтения или книжной культурой подростков в данном случае рассматривалось всё то, что так или иначе сопровождает процесс чтения — начиная с того, как и какую книгу они выбирают, до того, как рефлексируют после прочтения.
В период с сентября 2022 г. по март 2023 г. было проведено четыре открытых беседы: с учащимися 9-х классов 2-й Санкт-Петербургской гимназии и Средней общеобразовательной школы №313 и студентами двух групп 1-го курса Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий, обучающихся по специальностям «Библиотековедение» и «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Все респонденты относились к поколению Z («поколению вундеркиндов»)3.
В ходе беседы группам задавались вопросы, направленные на раскрытие культуры их чтения. Вопросы были распределены на три блока.
Первый содержал в себе вопросы, посвящённые цели чтения: «Для чего нужно читать?», «Чем и как помогает чтение?» и т. п.
Второй был призван выявить мнения об объекте чтения: «Что важно в объекте чтения (сюжет, типажи персонажей, жанр, исторический период, слог и т.д.)?», «Бумажные книги или электронные?» и т. п.
Третий блок был самым насыщенным по количеству вопросов, раскрывающих особенности процесса чтения: «Что привлекает/отталкивает в самом процессе чтения?», «Какие эмоции/чувства/ассоциации связаны с чтением?», «Рефлексируете, обсуждаете прочитанное с близкими?», «Делаете ли заметки в процессе чтения, оставляете ли закладки, выписываете ли цитаты?», «Перечитывали что-либо или любите что-то периодически перечитывать?», «Смотрите или читаете каких-либо книжных блогеров?» и т. п.
Анастасия Евгеньевна Бреслав, Библиотека Российской академии наук, библиотекарь Сектора по организации работы с подразделениями БАН при НИУ
Анна Сергеевна Быкова, Фундаментальная библиотека ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, заведующая отделением библиотечного клуба
Варвара Александровна Порох, Российская Национальная библиотека, методист 1-й категории Сектора изучения библиотечных фондов Научно-методического отдела
1 Мингалева Л. М. Особенности чтения подростков в медиасреде / Л. М. Мингалева // Тенденции развития современной педагогической науки: материалы VIII всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования. — (Библиотека аспиранта). — Санкт-Петербург, 2020. — С. 130–135.
2 Березина А. В. К вопросу о мотивации чтения фантастики современными российскими подростками / А. В. Березина // Культура: теория и практика. — 2021. — №3; Колосова Е. А. Гендерные аспекты в изучении чтения подростков и юношества: по материалам социологических исследований 2013–2021 гг. / Е. А. Колосова // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. — 2022. — №1–2. — С. 227–236; Колосова Е. А. Чтение современных подростков: гендерный аспект / Е. А. Колосова, А. В. Березина // Культура и образование. — 2021. — № 3. — С. 133–141; Поколение Z: что читает, как и для чего: по итогам мониторингов / ГБУК «Крымская республиканская библиотека для молодёжи»; сост. Е. М. Ткаченко. — Симферополь, 2017. — 28 с.
3 Поколение Z: что читает, как и для чего: по итогам мониторингов / ГБУК «Крымская республиканская библиотека для молодёжи»; сост. Е. М. Ткаченко. — Симферополь, 2017. — 28 с.

