Резонансные тексты: Звуки американской публичной библиотеки

Среди библиотечных специалистов — и наших и зарубежных — распространено мнение, что библиотечные проблемы интересуют только самих библиотекарей. Как выразилась одна из представительниц американского библиотечного сообщества, «На конференциях и собраниях мы собираемся вокруг нашего библиотечного костра и поём наши песни, и рассказываем наши истории, о том, какие мы замечательные, и как нас недооценивают, но это не тот реальный мир, в котором мы живём»* Традиционные библиотеки всё чаще воспринимаются как объекты ностальгических переживаний, но не актуальных исследований. Я попытался проверить это мнение, обследовав большое количество научных англоязычных журналов гуманитарного характера, не относящихся к числу профессиональной библиотечной периодики. В результате обследования основных полнотекстовых баз данных: “Cambridge University Press”, “Elsevier”, “Oxford University Press”, “Springer”, “Taylor and Francis”, “Wiley-Blackwell” были выявлены около сотни научных публикаций, в той или иной мере затрагивающих проблемы библиотек. Разумеется, в значительной части этих работ библиотека выступает лишь как контекст исследования (например, в статье специалиста по конфликтологии конфликт развёртывается в библиотеке Гарвардского университета вокруг проблемы — открыть или закрыть форточку). Немало и статей публицистического характера, посвящённых любимой теме многих библиотекарей — нужны ли библиотеке в современном обществе и будут ли они нужны завтра? Однако выявлен и целый ряд статей, специально и глубоко, хотя и под особым углом зрения, рассматривающих проблемы библиотек.
Обращает на себя внимание то, что многие статьи посвящены, в том или ином аспекте, вопросам библиотечного пространства. Это важно, поскольку технологические достижения последних десятилетий позволили пользоваться информационными ресурсами дистанционно. Соответственно, возникает вопрос об актуальности библиотек как физического пространства, как библиотечных зданий, требующих, кроме всего прочего, расходов на отопление, водоснабжение и т. п. Исследования зарубежных гуманитариев показывают, что как раз обострился интерес к проблемам физического пространства библиотек, появление электронных библиотек стало стимулом к осмыслению уникальных характеристик библиотечного пространства.
Мы предлагаем реферат статьи профессора антропологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке, Шэннон Мэттерн, исследующей «звуки американской публичной библиотеки». Тема акустического пространства библиотеки в последние годы начинает приобретать внимание (в том числе и у российских специалистов, см. работы челябинского исследователя Л. В. Сокольской), но столь подробное исследование, насколько нам известно, остаётся единственным в своём роде. Профессор Мэттерн — городской антрополог и урбанист, уделяющая внимание, среди прочего, проблемам городских медиапространств — библиотек, архивов и пр. Она преподаёт ряд курсов, в том числе курс «Цифровой этнографии». Предлагаемая статья напечатана в журнале, посвящённом исследованию социального контекста*.

Новая библиотека в Солт-Лейк-Сити, подобно многим недавно открытым американским публичным библиотекам, организована так, чтобы быть приспособленной к новым, более шумным формам работы, включающим в себя оживлённое обсуждение между участниками общего проекта; работу с медиаформатами, заставляющими говорить прежде немые страницы; работу, сопровождаемую кликаньем клавиатур ноутбуков. Это звуки публичной библиотеки, доказавшие свою релевантность в эпоху, когда новые технологии и приватизированные сервисы ставят под сомнение будущее публичных библиотек.

Но не всех радуют звуки, раздающиеся рядом со стеллажами. В одной из многочисленных фокус-групп, организованных публичной библиотекой Сиэтла, когда они планировали строительство нового здания в конце 1990-х, некоторые читатели запросили приватные кабины для занятий, зоны, запретные для мобильных телефонов и «зону без ноутбуков», где они могли бы заниматься без акустических помех. Carlton College провёл опрос студентов — для чего им нужна библиотека: популярен был ответ: «мечтать, размышлять, думать, читать и да, дремать». Автор статьи в “Harper’s Magazine” (1997) радовался, что библиотеки идут в ногу со временем, обновляются, оснащены компьютерами и другим оборудованием. «Библиотека, это хайповое, весёлое место». Однако при этом, замечает автор, библиотека теряет качество, которое он считает одной из уникальных ключевых функций библиотеки как социального института. «Границы, сохранявшие библиотеку как убежище от улицы и торговой зоны, сознательно сняты во имя доступности и популярности. Похоже, никто не верит, что есть общественная потребность в подобном убежище; никто, кажется, не понимает, что те, кто не могут себе позволить компьютеры и видеоигры дома, вряд ли позволят себе тишину и молчание».
Публичная библиотека, когда-то ассоциировавшаяся, справедливо или нет, с библиотекарем в очках, возвышающимся над кафедрой, напоминающей крепость, и прижимающим палец к губам, сегодня выбрала, по крайней мере, в некоторых местах, нового представителя: прогуливающегося библиотекаря, вооружённого пультом и мобильным телефоном. Такой библиотекарь обходит библиотеку в поисках посетителей, нуждающихся в помощи, но не могущих отойти от компьютера.
Во многих новых городских библиотеках картина, встречающая посетителя, вошедшего с главного входа, это не читатели, молча склонившиеся над книгами, но, скорее, оживлённое кафе, старшеклассники, обсуждающие журнал или местный автор, читающий своё произведение. Однако если здание библиотеки спланировано продуманно, спокойствие и тишина не должны сдавать свои позиции. Найдётся место и для акустического комфорта и для много другого. Акустическая среда в таких зданиях варьируется от контролируемой тишины залов специальных коллекций до вибрирующей какофонии «подростковых» отделов и изолированных приватных кабин для прослушивания записей. Каждое из занятий, имеющих место в библиотеке — включая чтение, смотрение, создание медиапродукта, даже свидания, — имеет свои собственные желательные звуковые условия. И дизайнеры многих новых библиотечных зданий учитывают эти акустические требования при обдумывании разных стадий процесса планирования — от замысла до выбора отделочных материалов. На последующих страницах я рассмотрю различные акустические условия в американских библиотечных зданиях — и как эти акустические условия влияют на отношения между людьми, медиа и архитектурой.

Шеннон Маттерн, профессор медиаисследований и истории искусства Пенсильванского университета, удостоенная награды Президентского соглашения Пенсильвании. До приезда в Пенсильванский университет, с 2004 по 2022 г., она работала в Школе медиаисследований и на факультете антропологии Новой школы, а также регулярно сотрудничала со Школой дизайна Парсонс. Выиграла премию «Выдающийся университетский преподаватель» Новой школы.
Перевёл Дмитрий Равинский, старший научный сотрудник Отдела межбиблиотечного взаимодействия, Российская национальная библиотека, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург

* Roger E. J. What’s a library worth? //American Libraries. — Sep 2007. — Vol. 38, #8. — Р. 59.