Завещание Мастера. Классика глазами художника

Не один год прошёл с триумфальной победы Ольги Граблевской во Всероссийском конкурсе, приуроченном к юбилею М.Ю. Лермонтова. Однако петербургский художник — и этому имеется прямое подтверждение — не остановилась на достигнутом, а продолжала двигаться вперёд и вверх, завоёвывая новые вершины, а попутно — новые призы и новых поклонников.
Смею заверить, что нахожусь в абсолютном восторге от иллюстраций Ольги Венедиктовны Граблевской к различным отечественным и зарубежным писателям, поэтам.
Среди целого ряда творцов слова приведу лишь некоторые, но чрезвычайно достойные имена. В 2017 г. её работы украсили подарочный сборник
И. Ильфа и Е. Петрова от издательства СЗКЭО (Санкт-Петербург), в 2018 г. художница проиллюстрировала подарочные издания А. Аверченко, О. Уайльда, О. Мандельштама, выпущенные издательством «Речь» (Санкт-Петербург, Москва). Кстати, имеется полная уверенность в том, что иллюстрации к Мандельштаму — это первые иллюстрации, воссоздающие сложный образный строй стихотворений поэта. А вот о книге Л. Н. Толстого «Кавказские произведения» следует сказать особо. Она была приурочена к 190-летию со дня рождения Льва Николаевича. Состоялась выставка, на которой были представлены 40 иллюстраций петербургской художницы Ольги Граблевской, изготовленные специально для коллекционного издания. В то же лето 2018 г. на Красной Площади в Москве состоялась презентация подарочно-коллекционной книги пятигорского издательства «СНЕГ». Сборник был выпущен совместно с музеем-усадьбой Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». В издание вошли знаменитые кавказские произведения писателя: «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», «Казаки», «Кавказский пленник», «Хаджи Мурат».
На презентации присутствовали: директор издательства «СНЕГ» Парамонов С. Н., заместитель генерального директора музея Л. Н. Толстого в Москве, журналист и теле-радиоведущая Фёкла Толстая, заместитель генерального директора по научно-издательской деятельности Российской государственной библиотеки А. Ю. Самарин, автор книги «Толстой на Кавказе» С. В. Боглачёв и, разумеется, художник-иллюстратор, член Союза художников России Ольга Венедиктовна Граблевская. Много добрых слов прозвучало в адрес Ольги Венедиктовны. А она — человек необычайно скромный, но целеустремлённый — уже формировала свои новые мысли-стремления. И, как ни печально,  коронавирус, появившийся не весть откуда, и в очень короткое время изменил мир, людей, их мысли и чаяния. Но Ольга Венедиктовна не опустила руки, а продолжала и продолжала работать. На этот раз на её рабочем столе был знаменитый роман «Мастер и Маргарита».

При жизни Булгакова роман не был завершён и, как следствие, не публиковался. В различных рукописях писателя указаны различные даты возникновения замысла романа, а работа над текстом — и это, как принято считать, — начало 1929 года. (См.: Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. — М.: Локид; Миф, 1996. — С. 303).
Приведённый источник Б. В. Соколова при обилии сегодня публикаций по «Мастеру и Маргарите», другим произведениям мастера, с моей точки зрения — лучшая книга, в которой нет домыслов, рассуждений. Всё основано на документах, в том числе, на дневниковых записях Михаила Булгакова, которые сохранились и тщательно оберегаются.

Александр Александрович Тетерин, библиофил, г. Тосно Ленинградской области