Трудная дорогак грантам. Обучающая игра по проектной деятельности в библиотечном деле

Разумное планирование, прогнозирование, рациональное использование ресурсов, как материальных, так человеческих и медийных, становится неотъемлемой частью
библиотечной работы.
Умение выстроить стратегию, увидеть перспективы развития просчитать риски и минимизировать их последствия — навык, которым должен обладать любой сотрудник библиотеки, желающий творить, продвигать свои проекты.
На сегодняшний день в России для библиотек созданы условия для получения грантов как государственных, так и частных фондов на реализацию инновационных инициатив в библиотечной сфере. Упомянём лишь некоторые — «Президентский фонд культурных инициатив», «Фонд Михаила Прохорова»*. В тоже время необходимо признать, что не все творческие люди способны уложить в прокрустово ложе реальности полёт фантазии, воображения и планов. Есть библиотекари, которые получили базовое образование в сфере менеджмента, маркетинга, управления и эти люди способны разработать проект, а впоследствии — его и презентовать. Многие библиотекари, долгим методом проб и ошибок, подавали заявки на грантовые конкурсы, проходили отбор, но сошли с дистанции в шаге от победы. Ибо без качественной, грамотно поданной презентации даже самый замечательный проект может не заинтересовать потенциальных грантодателей или спонсоров.
В 2023 г. по поручению директора МБУК МЦБС Ломакиной Галии Габдуллаевны было проведено тестирование сотрудников Межпоселенческой централизованной библиотечной системы Елизовского района (Камчатский край). Целью опроса являлось определить степень компетентности сотрудников в проектной деятельности, чтобы в дальнейшем активнее вовлекать их в работу по развитию библиотеки. Результат опроса показал, что лишь немногие сотрудники библиотек хотя бы в теории знают методы социокультурного проектирования, а практическими навыками владеют единицы.
На наш взгляд, результаты этого тестирования релевантны и вполне отражают картину не только в отдельно взятом регионе, но и во множестве провинциальных городов и населённых пунктов в Российской Федерации со схожей демографической и социально-экономической ситуацией. Проведённые исследования показали, что библиотечная отрасль нуждается в стимулировании творческой инициативы специалистов и развитии их профессиональных компетенций. И так как навык написания проектов приходит только в процессе их непосредственной разработки, специалистам библиотечной отрасли просто необходимы обучающие занятия, на которых будет вестись практическая отработка всех пунктов написания проекта.
Для проработки практической части создания проектов сотрудницей елизовской библиотеки — Ксенией Смольниковой (Прихожей) была разработана игра-тренинг по основам социокультурного проектирования «АКТИВация».

Ксения Фазиловна Смольникова (Прихожая), заведующая отделом по культурно-массовой работе Центральной библиотеки МБУК «МЦБС» Елизовского муниципального района Камчатского края
Станислав Георгиевич Германцев, ведущий библиотекарь ОСП Библиотека №261 ОКЦ ТиНАО. Москва

* См.: https://grants.culture.ru/grants/?set_filter=y&arGrantsFilter_12_2427598411=Y