Аркадий Васильевич Соколов: Жизнь на фоне эпохи

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный работник культуры России Аркадий Васильевич Соколов, к большой печали, ушёл в вечность. Трудно смириться с его утратой и с мыслью, что библиотечное сообщество навсегда простилось с блистательным профессионалом и человеком большой души. Признанный учёный, выдающийся теоретик, яркий организатор и популяризатор науки, уникальный преподаватель — трудно поверить, что в одном человеке могут сойтись столько талантов. Но это — правда, это именно так.
В памяти современников Аркадий Васильевич останется по-европейски образованным, интеллигентным, открытым. Его эрудиция, мягкий голос, неспешная и неизменно доброжелательная манера общения, тонкая ирония, галантность и чувство прекрасного покоряли любую аудиторию. Как никто другой, он умел «глаголом жечь сердца», умел вдохнуть надежду и позвать за собой в мир поиска и открытий. Ему интересно было идти узкими тропинками и непроторенными дорогами, постигать неведомое прошлое и творить прекрасное будущее. Круг его научных интересов (от физики до лирики) удивляет воображение, а результативность поражает масштабностью. Десятки монографий, сотни учебных пособий и статей, десятки кандидатских и докторских диссертаций, выполненных под научным руководством профессора Соколова, тысячи благодарных учеников, которые разъехались и работают в разных уголках нашей планеты. Всех их объединяет то, что называется научной школой А. В. Соколова.
Аркадий Васильевич пришёл в Институт культуры в 1961 г. как аспирант, а через несколько лет стал заведующим первой в стране кафедрой научной информации. Тогда молодой кандидат технических наук, выпускник Военно-механического института был весьма далек от библиотечно-библиографических проблем. Однако начав свой путь специалистом в области научно-технической информации, сумел стать признанным авторитетом не только в информатике, но и в библиотековедении, библиографоведении, книговедении, теории социальной коммуникаций. Коллег и студентов всегда поражала его эрудиция, его осведомлённость не только в технических, но и очень широко в гуманитарных науках: философии, социологии, истории, литературе, культурологии, педагогике, книговедении. На примере жизни профессора Соколова можно проследить огромную роль самообразования в научном становлении личности, когда узкий технический специалист становится признанным и выдающимся лидером, в частности, в области библиотечно-библиографических наук…

В. П. Леонов, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Библиотеки Российской академии наук
Е. Н. Буринская, кандидат педагогических наук, доцент