В этом году отмечается юбилей великого русского писателя — 200-летие со дня рождения
Ф. М. Достоевского, который родился 11 ноября 1821 г. в Москве и прожил в ней до 16 лет. Как же рассказать детям и их родителям про «московское измерение» Достоевского?
Если задать вопрос любому горожанину на улицах Санкт-Петербурга и Москвы: «С каким городом у нас ассоциируется Ф. М. Достоевский?», 99%, не задумываясь, ответят: «С Санкт-Петербургом!». И это совершенно логично, потому что многие произведения великого русского писателя не только созданы в Петербурге, но пронизаны его духом, насыщены его «кровью и плотью». Но при этом есть и полузабытый, находящийся в тени — Достоевский «московский». И «Москва Достоевского» чрезвычайно важна для понимания личности автора, поскольку именно здесь он формировался как личность, в него закладывались определенные ценности, отношение к жизни, искусству, литературе, людям, Богу. Москва Достоевского — дом его детства, семья и круг родственников, к которым он потом не раз приезжал в разные периоды своей жизни. Это — масса эпизодов в его произведениях. Это — любимые с детства места, по которым он, в качестве гида водил свою жену. Наконец, Москва — место, где находится могила его матери.

А если брать шире — в нашем настоящем «Московский регион» (Москва и Московская область), то это — ещё и село Даровое под Зарайском (тогда-Тульская губерния). В нём прошли сами счастливые дни его детства, и случилось одно из самых печальных событий — смерть отца. Всё это вместе создаёт мощнейший и интереснейший пласт материального и нематериального наследия, к которому можно прикоснуться и узнать много нового и захватывающего, не только про классика русского литературы, но и про столицу 20–80-х гг. XIX века. Но многие ли из нас хорошо знают или слышали про именно вот этого, «Московского Достоевского»? Ответ — очевиден: немногие.
И ещё один вопрос, который возникает в ходе этих размышлений — а кому и зачем в вечно спешащем мегаполисе это нужно? Мы, авторы проекта — А. Лисицкий и Ю. Куварзина, решили, что прежде всего это нужно детям и их родителям. Сам Фёдор Михайлович при этом может быть гениальным гидом, проводником для подростков в мир Москвы 20–30 гг. XIX века. Достоевский поможет этой целевой аудитории не только лучше узнать и «присвоить» город, в котором они живут, но и начать знакомство с безумно сложным, но захватывающим миром творчества и личности Ф. М. Достоевского. В нём, в этом мире, оказывается, тоже есть произведения для детей и про детей и подростков. Так появилась идея проекта «Детский Достоевский», который позже поддержан Фондом Президентских грантов. Она состоит не только в знакомстве с московским детством писателя и путешествии на своеобразной «машине времени» в город его детства. Дети и подростки в нашем начинании не просто пассивные получатели информации, а активно вовлечены в реализацию проекта, создание различных информационных продуктов.
Но, чтобы превратить идею в полноценный проект, необходимо было выявить культурно-исторические «московские» культурно-символические ресурсы, связанные с Феденькой Достоевским и сформулировать истории, которые будут рассказаны подросткам и их родителям. Была использована методика нашего коллеги — президента Делового клуба «Наследие и экономика» Д. Ойнаса — «Ромашка смыслов» (методика создания ментально-эмоциональных карт — гипертекстов на основе местных культурно-символических ресурсов и их связей). В её основе лежит выявление культурно-символических ресурсов, локализованных в конкретном месте и символического окружения, выбранного героя, формирование «чувственного гипертекста». Их можно извлечь из воспоминаний о писателе, историко-краеведческой информации этого периода, дневников и произведений и т. д. Все это даёт нам не только представление о Ф. М. Достоевском, как локальном московском и подмосковном «герое», но и материал для проектирования. Смысловые «растяжки» показывают эмоциональные связки с материальным и нематериальным наследием. К примеру, символ «Настоящий огонь» связан с прозвищем Феденьки в детстве. Андрей Михайлович Достоевский вспоминает: «Старший брат Михаил был и в детстве менее резв, менее энергичен и менее горяч в разговорах, чем брат Фёдор, который был во всех проявлениях своих настоящий огонь, как выражались наши родители».
Андрей Викторович Лисицкий, директор Библиотеки №19 им. Ф. М. Достоевского, руководитель проектов ЦСИ в сфере культуры «Библиотека наследия», кандидат культурологии, Москва
Юлия Юрьевна Куварзина, руководитель проектов «Детский Достоевский» и «Московский Достоевский: семейное путешествие» Библиотеки №19 им. Ф. М. Достоевского, Москва

