Современное общество пронизано информацией разной степени достоверности и качества. Постправда стала залогом успеха, хайповости, популярности.
Раскрывая феномен «постправды», составители Оксфордского словаря отметили связанное с этим явлением искажение действительности, возникающее в результате подмены объективных фактов на «фейковые новости», которые вызывают у граждан (в отличие от сухих фактов) ажиотажный интерес, лихорадочное возбуждение или панику1.
При потреблении «постправды» человек неосознанно отключает критическое мышление и воспринимает информацию чувствами и эмоциями. Человек, не способный совладать с эмоциями не сможет стать профессионалом в своём деле, грамотным и квалифицированным специалистом, не сможет оценить результаты своего и чужого труда, выявить причину ошибок и устранить их.
Критическое мышление — это краеугольный камень Soft Skills, навыков, которые должны быть усвоены и развиты современным социально успешным человеком. В России они оформлены в «Система 4К»: Критическое мышление—Креативность—Коммуникация—Координация (сотрудничество), без которых невозможно развитие личности как в интеллектуальном, так и в профессиональном плане. Без него вся система нефункциональна.
ЮНЕСКО понимает медийно-информационную грамотность как совокупность знаний, навыков, установок, компетенций и практик, которые позволяют обеспечить эффективный доступ, анализ, критическую оценку, интерпретацию, использование, создание и распространение информации и медийных продуктов с использованием всех необходимых средств и инструментов на творческой, законной и этичной основе2.
Кто такой критически мыслящий человек? В чём его характерные особенности, приметы? В чём заключаются его «интеллектуальные компетенции»? «Умеющий критически мыслить человек должен уметь распознавать и, по возможности, преодолевать собственные когнитивные искажения. Это очень непростая задача, так как склонность к определённым видам предвзятости “вшита” в наш познавательный аппарат, и на разных эволюционных этапах становления головного мозга человека эти предвзятости давали свои преимущества»3.
Из этого определения видно, что критическая мысль — это особым образом сформированная психологическая часть человека. Особенно интересна та часть психики, которая отвечает за восприятие в целом и различного рода эффекты восприятия (эффект стереотипизации, эффект проекции, галоэффект и другие). Работа с эффектами восприятия и их фильтрация является базовым условием воспитания критически мыслящей личности.
Станислав Георгиевич Германцев, главный библиотекарь Научно-исследовательского отдела редких книг (Музей книги), Российской государственной библиотеки
1 «Постправда» как социальное явление и политическая технология: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2388
2 Раздел «Медийно-информационная грамотность» на портале ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://en.unesco.org/themes/media-and-information-literacy
3 Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей. Сборник статей / ред. Ю. Ю. Чёрный, Т. А. Мурована. — Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», 2021. — 81 c.

