Это замечательно, что в журнале «Библиотечное Дело» сложилась добрая традиция — накануне очередного Всероссийского форума публичных библиотек на его страницах обсуждаются самые злободневные проблемы библиотечного дела.
Прошлогодний 20-й номер журнала, вышедший в свет накануне VIII Всероссийского форума публичных библиотек, открывался статьёй Сергея Александровича Басова «Муниципальные библиотеки нового поколения: региональный взгляд»1. В ней он поделился своими мыслями относительно наиболее болевых точек развития нашей отрасли.
Каждый форум публичных библиотек, конгрессы РБА, конференции ГПНТБ России в Суздале и Крыму и многие другие профессиональные мероприятия библиотечного сообщества играют значительную роль в развитии нашей отрасли. На них происходит обмен опытом, определяются векторы развития тех или иных направлений библиотечной деятельности. На мой взгляд, эффективность всех этих мероприятий, могла быть гораздо выше, если бы на них постоянными гостями стали представители региональных структур управления сферой культуры. Среди важнейших вопросов нашей отрасли, которые определил в выше обозначенной статье Сергей Александрович Басов, была названа проблема влияния властных структур на судьбы библиотек. Ни для кого не секрет, что успешность деятельности той или иной библиотеки определяется не только её материальным состоянием, наличием информационных ресурсов и профессионализмом руководителя и сотрудников, но и тем, насколько налажено и успешно реализуется её взаимодействие с тем, кого мы называем учредителем.
Не будем перечислять здесь спектр документов, определяющих взаимоотношение библиотек и органов власти, они достаточно широко всем известны. Но, тем не менее, многочисленные примеры убедительно показывают, что существующее законодательство сплошь и рядом нарушается теми, кто в первую очередь должен его соблюдать.
Знакомство с опытом взаимодействия нынешних библиотек и органов власти показывает, что эта самая власть, к сожалению, весьма часто, находится просто «не в теме». В данном случае, речь идёт о повсеместном нарушении «Закона о библиотечном деле» 1994 г., на что неоднократно указывали ведущие специалисты библиотечного дела.
Достаточно обратиться к 10-й статье закона, которая гласит следующее: «Учредитель библиотеки финансирует её деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, а также назначает на должность руководителя библиотеки. Учредитель библиотеки не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных ее уставом и действующим законодательством».
Закон совершенно чётко и однозначно обозначает взаимоотношения учредителя и библиотеки относительно содержательной стороны библиотечной деятельности. Если соотносить эту часть статьи закона с нынешними библиотечными реалиями, то получится, что мы имеем дело с тотальным нарушением одного из законов во всех субъектах Российской Федерации. Самое печальное, что те структуры, которые обязаны осуществлять и контролировать его выполнение, как раз являются его главными нарушителями. Удивляет, что на это многие годы закрывает глаза и учредитель, и наше библиотечное сообщество. Господа, с этим надо как-то определяться. Есть только два выхода — либо внести очередные поправки в редакцию данной статьи закона, либо обязать того, кто обозначен как учредитель, неукоснительного его соблюдать.
Почему я так акцентирую внимания именно на этом документе? Да потому что он является ключевым в определении взаимоотношений библиотеки и власти. Для того чтобы разобраться во всём этом и нужно присутствие учредителей на крупнейших библиотечных форумах. Уверяю коллег, если это состоится, значительная часть региональных руководители сферой культуры, будет «приятно удивлена» тем, что своими действиями они систематически нарушают российское законодательство.
Александр Михайлович Мазурицкий, профессор Московского государственного лингвистического университета, доктор педагогических наук

