Рассказать коротко о главной детской библиотеке города невозможно. Старейшая в Санкт-Петербурге специализированная детская библиотека учреждена в 1921 г., с 1924 г. носит имя А. С. Пушкина. Здание библиотеки находится в знаменитом «золотом треугольнике», в окружении всемирно известных символов Санкт-Петербурга: Адмиралтейство, Арка Главного штаба, Зимний дворец, Исаакиевский собор.
В 1954 г. библиотека обрела статус методического центра для детских библиотек города. В 1979 г. объединила под своим началом четыре филиала в историческом центре города. ЦГДБ им. А. С. Пушкина обладает уникальным фондом, включающим лучшие детские книги, редкие издания и книжные коллекции. В данном очерке мы остановимся на трёх важнейших основаниях работы детской библиотеки: библиотечные фонды и рекомендательная библиография как один из способов формирования литературного вкуса юного читателя, методическая работа как поиск новых форм работы с новыми поколениями и собственно юный читатель библиотеки, — ребёнок, подросток, — на работу с которым направлены усилия библиотечных специалистов.
Творчество библиографа детской библиотеки
Работа библиографа, особенно в детской библиотеке, — это особое служение, при котором происходит восхождение от кропотливой и малозаметной непосвящённым посреднической деятельности между пользователем и документом к поэтическому по своей природе и направленности труду, сочетающему владение инструментарием кодификатора, умение ориентироваться в информационных потоках, умение их анализировать, а также реализовывать творческие идеи в справочно-информационном и библиографическом обслуживании. Библиограф детской библиотеки должен не только хорошо разбираться в мире книжных новинок, но и уметь отобрать из многообразия книжной продукции то, что будет интересно и полезно юному читателю.
Главным стимулом профессиональной деятельности Евгения Петровича Прокофьева (директор ЦГДБ им. А. С. Пушкина в 1975–1985 гг.) являлась любовь к детям. Понимая, что ребёнок не может ждать, ему нужна книга «здесь и сейчас», он определил службу дежурного библиографа как первое звено в цепи обслуживания читателя. В то время детская библиотека рассматривалась как важное средство пропаганды литературы и руководства чтением детей. Однако, размышляя сегодня о развитии детской библиографии, следует отметить, что 60–80-е гг. прошлого века — это «золотой период» рекомендательной библиографии для детей. Ведущими центрами страны создавались отличные путеводители, указатели, листовки и памятки о лучших детских книгах и писателях. На местах, в зависимости от конкретной ситуации, устраивали актуальные выставки, проводили книжные обзоры, создавали собственные библиографические указатели.
Наталия Евгеньевна Храмцова, заместитель директора ЦГДБ им. А. С. Пушкина по библиотечной работе, Санкт-Петербург
Надежда Анатольевна Зинкевич, заведующая сектором отдела библиотечных инноваций
и методической работы ЦГДБ им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

