Детская библиотека как зона ближайшего развития ребёнка

В преддверии 100-летия главной детской библиотеки Санкт-Петербурга состоялась встреча директора Центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина Светланы Васильевны Королёвой и председателя Союза детских библиотек Санкт-Петербурга, президента благотворительного фонда «Азбука надежды», Уполномоченного по правам ребёнка в Санкт-Петербурге (2009–2020) Светланы Юрьевны Агапитовой. Материалы этой беседы мы представляем читателям журнала «Библиотечное Дело».

Агапитова Светлана Юрьевна (С. А.): Скоро библиотеке имени Александра Сергеевича Пушкина исполнится 100 лет. А что было тогда, 100 лет назад, как всё начиналось? Какие читатели были? Какие книги читали?
Королёва Светлана Васильевна (С. К.): Наша библиотека была учреждена Постановлением Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в 1921 году специально для детей. 20-е годы прошлого века — годы расцвета детской литературы в новом советском государстве. Через три года наша библиотека стала носить имя Александра Сергеевича Пушкина.
Юбилей библиотеки — прекрасный повод вспомнить знаменательные исторические вехи и яркие события, проанализировать прошлое, сделать выводы на будущее. К юбилею сотрудники нашей библиотеки готовят множество интересных проектов: каталог «100 лучших книг из фондов ЦГДБ», который включает в себя самые ценные, а также самые знаковые детские книги, проект «Пять вопросов библиотекарю» — серия интервью со старейшими сотрудниками, проект «100 событий из жизни ЦГДБ» и многое другое. Однако приоритетным для нас всегда были и остаются вопросы детского чтения, поэтому центральное и знаковое событие юбилейного года — конференция «100 лет детского чтения».
С. А.: Что такое детская библиотека, на Ваш взгляд?
С. К.: Детские библиотеки существуют только в России (и в постсоветских странах), за рубежом есть только семейные библиотеки. И вот как раз эту особенность как историческую культурную ценность мы должны и сохранить, и продолжить. Ведь детская библиотека — это не просто книги для детей, собранные в специальном здании, это особый мир детства и радости, своего рода островок тепла и безопасности в мегаполисе. И одновременно — это то место, где ребёнок в собственном, удобном для него ритме, осваивая мир книг, мир чтения, готовится к освоению большого мира, мира будущего.
С. А.: Ваши читатели в основном дети?
С. К.: Наш приоритет, конечно, дети, потому что мы — детская библиотека, хотя мы обслуживаем всех, кто приходит к нам, любых взрослых читателей. Родители, придя к нам с ребёнком, могут взять почитать интересующую книгу, посетить библиотечные мероприятия.
А они у нас самые разные: мастер-классы, книжные обзоры, экскурсии, лекции, занятия в Библиокинотеатре, квесты, книжные посиделки и т. д. Мы стараемся тоже идти в ногу со временем и делать такие мероприятия, чтобы они были полезны детям и интересны взрослым.
С. А.: Уже давно существует такая тенденция, что дети всё меньше и меньше читают. Я по своим детям могу это сказать, потому что они «Гарри Поттера» ещё как-то осилили, но про «12 стульев» Ильфа и Петрова мой 15-летний мальчик говорит: «Я половину не понимаю». Как Вы считаете, что мы должны детям предлагать: классику или более современную литературу, которая написана другим языком, описывает современные реалии?
С. К.: Сейчас издано море замечательных и разнообразнейших книг, адресованных детям самого разного возраста. Эти книги интересны детям, они написаны современными авторами, адекватным сегодняшнему времени языком, описывают реалии привычного и знакомого детям мира. Кроме того, есть книги с самыми разными эффектами: тактильные, с запахами, с аудио-сопровождением, не говоря уже о разнообразнейших книгах-комиксах. И, конечно, есть классика, школьная литература, которую мы не уберём с библиотечных полок, так как дети должны её изучать. По мере знакомства, освоения корпуса русской классической литературы, происходит знакомство не только с историей и культурой родной страны, но и знакомство с «новыми», незнакомыми ребёнку словами, явлениями и понятиями. К примеру, мама одного из наших юных читателей рассказывала о том, как ребёнок начал расспрашивать её, а что такое форточка? Она отвечает ему: «Это такое окошко». И осознаёт, что в доме нет форточек, так как везде стоят стеклопакеты. И дети подчас не только не понимают отдельные слова, но и не понимают реалий жизни людей, скажем, середины ХХ века. При чтении «Денискиных рассказов», к примеру, следует объяснять детям, почему герои не использовали холодильник, а вывешивали пакет с продуктами за окно. Поэтому чтение детьми и А. С. Пушкина, и классиков детской литературы ХХ века, требует дополнительных усилий от ребёнка. Или от взрослого, который хочет, чтобы ребёнок прочел и понял эти тексты.
С. А.: Всё-таки у детей есть Гугл, если что…
С. К.: Ну да, как вариант Гугл; дети не считают нужным искать ответы на такие вопросы. Но при этом, я считаю, что не надо заставлять ребёнка читать.
С. А.: То есть, придёт время — сами поймут?
С. К.: Да. Следует давать читать то, что ему сейчас интересно. Опять же, обращусь к своему опыту работы во взрослой библиотеке, когда приходила мама и спрашивала: «Посоветуйте, что бы почитать ребёнку». А ребёнок стоит и выбирает книгу сам. Спрашиваем у него — что ему интересно? А он: «Комикс хочу». Я говорю — «Пойдём выберем с тобой комикс». Ребёнок выбирает, а мама говорит: «Но это же книги для тупых»… «Давайте я вам расскажу, — отвечаю ей я, — что это очень сложное искусство — помимо создания текста, короткого, но ёмкого, чтобы понять самую суть — ведь нужно выбрать всего пару фраз и ещё нарисовать к нему картинку, чтобы было понятно, о чём суть этих фраз. Знаете, какой это трудоёмкий процесс и что это целое направление искусства?» Она: «Да вы что? — У нас как раз идут мероприятия про комиксы — и ребёнку будет интересно, и вы послушайте. Ко всему прочему, при чтении комиксов происходит развитие обоих полушарий мозга — ребёнок и читает, и додумывает. И раз он хочет это взять — дайте ему то, что он хочет. Начните с малого, а не пугайте большим текстом без картинок. Дайте ему маленький текст и картинку, тем более, что сейчас это модно». И потом эта мама пришла и сказала: «Спасибо, он правда начал читать».
С. А.: То есть надо все классические произведения в комиксы перевести и дети будут все читать?
С. К.: Есть целое направление — создание комиксов по классическим произведениям. Очень интересно и необычно. Скажем, «Преступление и наказание» переложил на визуальный язык японский художник.
С. А.: Существовала школьная программа, которая формировала комплексное представление у ребёнка о том времени или явлении. Потом, я так понимаю, это всё развалилось. Может ли современная детская библиотека компенсировать отсутствие этих связей?
С. К.: Да, безусловно. Для этого у нас есть все условия: в фонде библиотеки выделены отделы художественной и отраслевой литературы, то есть литературы по всем отраслям знаний. Другой вопрос, что необходим руководитель детского чтения, который бы был озабочен составлением такой комплексной программы, закрывающей лакуны в образовании и мировоззрении ребёнка. Лев Семёнович Выготский в 30-е годы ХХ века сформулировал понятие зоны ближайшего развития. Речь идёт о решении ряда познавательных задач, которые ребёнок самостоятельно не может решить, но с помощью взрослого постепенно «научается», то есть овладевает определёнными навыками, умениями (например, умением планировать, умением поэтапно решать задачи, умением по кусочку каждый день «съедать слона»
и т. д.) и со временем ребёнок «присваивает» это умение, этот навык. Считаю, что детские библиотеки сегодня и есть те самые зоны ближайшего развития для детей.
Кроме того, детские библиотеки все свои мероприятия строят на литературной основе. Тем самым мы стараемся пробудить интерес к этим произведениям у читателя, рассказать ему, что всё это — на основе вот этих книг. И предлагаем их. Конечно, всегда составляем к мероприятиям список литературы.
Чтобы понимание времени, истории было более предметным, современные библиотеки активно сотрудничают с музеями. И здесь как раз описания экспонатов, музейных предметов, дают возможность расширения кругозора наших читателей. К примеру, мы работаем со Всероссийским музеем Пушкина: мы не просто показываем тексты Пушкина, а имеем возможность представить своему читателю выставки, предоставленные нам музеем, общаемся с исследователями и хранителями. Для нас очень важна эта совместная деятельность, так как у музейного сотрудника другая задача, он более погружён в историю экспонатов, в контекст и может более доступно и интересно рассказать и показать его ребёнку. А уже наша задача — подвести к книгам, заинтересовать юного читателя.
С. А.: Все эти мероприятия и работа с детьми и с родителями — это для тех, кто уже пришёл в библиотеку. То есть, это некие активные люди, которые действительно хотят читать, что-то узнавать, что-то сопоставлять, восполнять какие-то пробелы и т.д. Но, насколько я понимаю, таких людей не так уж много, может быть сейчас чуточку больше стало, ведь был вообще какой-то полный провал несколько лет назад. Но проблема все равно остаётся, и это совсем не тот массовый читатель, который был в советские времена. И что тогда сделать библиотекам, в первую очередь детским, раз мы про них говорим, для того, чтобы привлекать новых и новых читателей?
С. К.: Про чтение и количество читающих людей, не соглашусь. Почему-то многие думают, что библиотеки умерли, и люди в них не ходят и не читают. Посмотрите, те, кто ездят в метро, ведь все там читают. И не все там сидят в соцсетях, многие читают книги в электронном виде. И дети, если в семье есть культура чтения, они будут читать. Они всегда будут брать новые книги.
И у нас есть постоянные читатели, родители с детьми. Есть родители, которые берут литературу для детей, потому что рядом работают, а живут в другом районе. И привлечь ребёнка в библиотеку можно, наверно, хорошим мероприятием, чтобы родители даже с другого конца города приехали сюда к нам с ребёнком и после мероприятия взяли книжку.
С. А.: Мне кажется, все мы помним 90-е годы, когда мы строили общество потребителей, и это говорилось открыто на всех уровнях. Поэтому строился целый ряд больших крупных магазинов, где помимо продаж идёт вовлечение детей в развлекательные мероприятия, чтобы родители приходили в торговый центр и целый день занимались шоппингом, а их детей развлекали. В этот период был нанесён очень большой урон нашей культуре. И потом вдруг опомнились, была принята концепция «Десятилетие детства», начали говорить, что нам сегодня важно развивать культуру, развивать библиотеки.
С. К.: Вы правы, многие социальные журналисты стали писать об этом и готовить передачи про то, что читать — это престижно и модно. Очень важно библиотеке активно встроиться в этот процесс, то есть библиотека в своей работе должна видеть, какими способами выстраивать свою деятельность именно рекламируя тот факт, что читать — интересно и хорошо. Мы знаем, что 14–15-летние подростки, и даже дети более раннего возраста, не будут нас с вами слушать, они будут слушать своего сверстника. Если вдруг в классе говорят о том, что интересно, они начинают нагонять своих одноклассников с тем, чтобы тоже быть в курсе этих событий. Вот для этого существуют реклама и волонтёрские движения. Например, сейчас ведутся переговоры о создании специальных волонтерских групп из подростков-читателей нашей библиотеки. И мне кажется, что это перспективно, когда именно сверстники могут давать какие-то рекомендации по чтению и вообще предлагать книгу.
С. А.: Существует много способов продвижения не только брендов, но и детских библиотек. Сейчас очень многие библиотеки имеют и странички в соцсетях, и довольно приличные сайты, и в сториз размещают все мероприятия, и соответственно, дети и подростки, которые живут в этом, которые и есть потребители этого продукта, ориентируются на яркие картинки и привлекательные лозунги. Возможно, стоит подумать о том, чтобы у библиотек была единственная и неповторимая функция, которую бы увидели тысячи и миллионы и сказали бы: «Вау!»
С. К.: Можно взять то, что сейчас модно, перевернуть и это тоже «зайдёт», если можно так выразиться. Понятно, что плохое всегда больше привлекает внимание, но надо думать, как преломить эту практику… «ТикТок», пока, к сожалению, нами ещё не освоен, но коллектив у нас относительно молодой… Скоро освоим. У меня у знакомых большинство детей сидят на Ютубе, смотрят блогеров, разборы.
С. А.: Что нужно сделать, чтобы библиотечное мероприятие было интересным, разноплановым, чтобы читатели через сарафанное радио рассказали: «ребята, было круто»? У Вас там вот робот стоит, хорошая же фишка для привлечения детей. Какие ещё могут быть такие направления в детских библиотеках, чтобы ребёнок приходил туда отдохнуть, пообщаться с друзьями — это ведь тоже какие-то современные направления — посидеть на подоконнике или в каком-нибудь ящике, в красивом зале и т. д. Кстати, в вашей библиотеке, наверное, сделать что-то совсем современное сложно, потому что старое здание, а новые библиотеки, такие как Креативная Универсальная библиотека (или библиотека КУБ), недавно открытая в Красногвардейском районе, например, они выглядят совсем по-другому. То есть это какое-то пространство, куда человек приходит, не именно за книжкой, а за комфортом… что тогда ещё? 3D-принтеры везде поставить?
С. К.: У нас есть, например, 7D-кинотеатр, который пользуется популярностью у детей, тем более сейчас это очень модно. Но самое главное — должна быть комфортная обстановка, чтобы ребёнок приходил и чувствовал себя просто, комфортно — тут его не заставляют читать, не напрягают. Он захотел просто посидеть — приходит и просто сидит, тут он должен себя чувствовать защищённым и приятно проводить время. Хочет — читает книгу, хочет — сидит в телефоне, если есть мероприятие, и он хочет участвовать, — идёт на мероприятие. Ну и дополнительно у нас есть и 3D-технологии — это возможность дополнительного развития, если ему это интересно. Самое главное — ребёнку должно быть интересно и комфортно. Это две главные составляющие для того, чтобы он пришёл в библиотеку. Если они есть, то он будет постоянно ходить к нам.
С. А.: С точки зрения взрослых, должно быть ещё и безопасно. Есть ещё такой момент — вы являетесь городским методическим центром, и в этом качестве ваши наработки и какие-то идеи транслируются и на уровне библиотек всей России. Для того чтобы иметь это право и понимание, которое идёт от внутренней работы библиотеки, вы самостоятельно пытаетесь наработать интересные алгоритмы деятельности. С другой стороны, и это показывает время, иногда библиотеки должны объединяться. И, наверное, не случайно была создана корпорация детских библиотек нашего города — Союз детских библиотек Санкт-Петербурга, а сейчас мы можем говорить и ещё об одном российском объединении библиотек — «Растим читателя». Люди должны уметь объединиться, чтобы друг друга услышать, поделиться опытом и какие-то наработки коллег взять и для себя. Это даёт возможность для ещё одного рекламного хода: уже более 10 лет назад были придуманы городские акции — когда в одни и те же даты все детские библиотеки проводят какую-то акцию. Независимо от района проживания читатели видят, что везде проходит что-то значимое, полезное — акции ко Дню защиты детей, Неделе детской и юношеской книги, акция, приуроченная к 1 сентября, «Мир знаний открывает книга». Библиотеки дают расширенную рекламу этих акций, но она может привлечь внимание и к отдельно взятой библиотеке и её мероприятиям.
С. К.: Но тут есть проблема — чтобы это работало, как КСОБ (Корпоративная сеть общедоступных библиотек Санкт-Петербурга, объединившая все библиотеки нашего города), те, кто туда входят, должны быть убеждены, что только так и надо, должны вкладывать себя, чтобы это развивать. Должны не просто работать отдельно взятые библиотеки, а проблемы должны решаться коллегиально. Нужно трудиться над организацией таких структур, может, активировать соцсети. Сегодня уже, к сожалению, нет кафедр, готовивших специалистов для детских библиотек, но в детских библиотеках ещё остались специалисты, компетентные в организации обслуживания детей, и есть молодые специалисты — педагоги, психологи, — которые понимают, как это делать. Одна из наших задач: сохранить и передать этот опыт. Именно в Союзе детских библиотек эти проблемы с пониманием обсуждаются. РГДБ собирает статистику работы детских библиотек, главная цель которой — аккумулировать знания о том, как организовать обслуживание детей в современных библиотеках.
С. А.: Мне кажется, задача ЦГДБ как самой главной детской библиотеки, которая координатор, лидер и т. д., — взять эту функцию на себя, и не только на уровне Санкт-Петербурга, но и всей России продвигать инновации, интересные подходы. Именно здесь можно обобщить тот опыт, который есть в городе, в районах, в школах, муниципалитетах — город богат креативными людьми.
Очень интересным опытом поиска и поощрения таких специалистов является конкурс профессионального мастерства «БиблиОрешек», объявленный вашей библиотекой. Конкурс проводится среди специалистов, обслуживающих детско-юношеское население Санкт-Петербурга, в этом его большая ценность для продвижения детского чтения в нашем городе.
А во время пандемии все детские библиотеки отлично отработали чтение по телефону, онлайн — те, кто вовремя сориентировался, наладил связи — это говорит о том, что креативные люди есть в библиотеках. Они могут быстро сориентироваться и, не останавливая работу, продолжать общее дело, чтобы дети, скучающие дома, понимали, что библиотека, в которую они ходили, осталась вместе с ним.
С. К.: Ребёнку должно быть комфортно в библиотеке и нужно отслеживать тренды младшего, предподросткового возраста. Школьники младшего возраста ходят с мамами, а с 10 лет дети начинают сами ходить, и задача библиотеки — предоставить то самое комфортное развивающее пространство по типу антикафе. Но антикафе направлены на настолки, а наша задача — предоставить максимальное количество книг и возможность общения вокруг такого культурного досуга. Это не обязательно сразу книга, но это возможность обсуждения около книги, культурного сюжета и это «прокачка» коммуникативных навыков, которые вообще никак сейчас не «прокачиваются» с детьми. Система культурного взаимодействия в школе не отрабатывается вообще. Мне кажется, это очень востребовано и будет дальше востребовано и родителями, и детьми. Если предоставим такие небольшие пространства прежде всего для детей предподросткового возраста, в максимальном количестве — это будет одно направление. А второе — известное, но ориентированное на детей-предподростков, возможность целого комплекса мастерских. Когда ребёнку предоставляется возможность самому реализовать тот или иной проект. Причём они должны быть активно встроены в расписание ребёнка. Повыпиливать, повыжигать, повышивать, помонтировать — прокачивая свои конкретные навыки.
Конечно, есть кружки в домах творчества, но это долгосрочные проекты, а современный подросток, ребёнок, да и взрослый человек мыслит фрагментарно, поэтому должна быть система мини мастер-классов — пришёл и получил результат. Мастер-классы поэтому так и востребованы, потому что это возможность себя попробовать и в этом, и в другом.
С. А.: И здесь, возможно, мы что-то можем сделать руками, ведь сегодня коммуникации часто рождаются от действия. Это особенность времени. Поскольку дети, да и мы стали меньше общаться, в первую очередь из-за большого объёма информации, который обрушивается на современного человека.
Давайте подумаем на 100 лет вперёд. У нас может быть, как в Финляндии, — где здание библиотеки строят именно для библиотеки, учитывая все нюансы и потребности человека, который туда пришел. Сегодня мы понимаем, что это невозможно. Но если мы говорим о перспективах, то да, человек, должен чувствовать себя комфортно в любом помещении, куда он входит. Должны быть все санитарные зоны предусмотрены, зоны, где возможно перекусить. Появление передвижных библиотек в ТЦ, что очень принято в Исландии, финский опыт… И мы уже приближаемся к этому — человек хочет получить все услуги одномоментно — у него выходной день и он хочет и то, и это, и другое. И, наверно, это тоже выход на будущее.
С. К.: В торговых центрах людям не нужны передвижные библиотеки. Например, Охта LAB — место, куда папа может прийти с ребёнком посидеть-почитать, или ребёнок может побегать, попрыгать, пока мама ходит по магазинам. Только в таком виде, по большей части, нужны библиотеки в ТЦ — не за книжкой прийти, а провести комфортно время. Можно подытожить, что в будущем станут развиваться библиотеки разного типа, и каждая должна выстроить ту структуру, ту схему, которая будет наиболее востребована. Но помещения библиотеки, — наверно, идеально, когда там предусмотрено многих разных функций. Которые библиотека и сегодня с радостью предоставляла бы, но она ограничена тем пространством, в котором находится.
С. А.: Будущее ещё заключается в том, что если Магомед не идёт к горе, то гора должна идти к Магомеду. То есть чем ближе те возможности, те услуги, которые предоставляет библиотека, к самому потребителю, тем больше шансов, что он туда придёт. Библиотека в каждом доме, в каждом торговом центре. Вопрос может решиться созданием библиобусов. Приближение к человеку тех услуг, которые мы можем оказывать, должно быть, нужно думать о главном — какими формами это делать. В пандемию выиграли те библиотеки, которые доставляли книжки на дом. Мы должны и выходить к читателям и принимать любые группы населения, так как может их нигде раньше не приняли.
Мне кажется, мы ещё одну тему не затронули — это политическая воля. Развитие библиотек должно быть на федеральном и региональном уровне — тогда будет и реклама и соцсети, и распространение, во всех подзаконных и законных актах. Если бы у нас была национальная стратегия по развитию детей, отдельный был раздел про детские библиотеки. Дальше программа «Десятилетия детства» — есть пункт про детские библиотеки. Чтобы везде библиотеки продвигались. Нужно задействовать для продвижения не только известных блогеров, но и тех людей, которые находятся на уровне власти, герои, уважаемые люди, выступая перед детской аудиторией, говорили о том, что рядом с нами такая крутая библиотека, я туда хожу.
С. К.: Медиаперсоны, публичные личности говорят то, что от них ждут. Например, в прошлом году у нас был видеомарафон, приуроченный ко Всероссийскому дню знаний, на котором известные люди говорили о любимой детской книге или о книге, которая на них повлияла.
У РГДБ есть проект, в котором очень большое количество популярных актёров, которые рекламируют детское чтение и детские библиотек. Нужно на уровне города продолжать этот проект — это очень перспективно. Мы рассчитываем, что на конференции «100 лет детского чтения», которая пройдёт 16–17 декабря, эти вопросы будут рассмотрены среди прочих и, конечно, надеемся на конструктивный разговор о будущем детского чтения в стране.