Региональная мастерская медленного чтения «Слова и смыслы» организована в 2024 г. на базе Центра чтения Белгородской государственной научной универсальной библиотеки (БГУНБ, директор Н. П. Рожкова).
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживёт в алмазе…
В. Я. Брюсов
Проект мастерской «Слова и смыслы» подготовлен в сотрудничестве с учёными, педагогами аспирантами и студентами НИУ «БелГУ»; руководит мастерской Павел Анатольевич Ольхов, профессор кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ», доктор философских наук. В мастерской, ориентированной на массового читателя, — разновозрастный, межпоколенческий, междисциплинарный состав участников. Основной формат занятий — литературная гостиная; дополнительный — выездные/полевые практикумы («речевые пленэры»). Творческий логотип мастерской разработан участником мастерской, магистром теологии
И. Т. Щербаковым, с опорой на образ памятника «Слово» БГУНБ.
Концепция мастерской: смысловое (встречное) чтение оригинальных и переводных текстов русской светской и духовной словесности, актуальных в XVIII–XXI веках. При разработке концепции мастерской наибольшее внимание было оказано отечественной традиции «понимающей» практической философии — опыту М. М. Бахтина, мыслителей органического, почвенного или герменевтического склада (А. А. Григорьева, Н. Н. Страхова, Г. Г. Шпета и др.); в качестве ключевого зарубежного авторитета принимался Г.-Г. Гадамер. Контекстуально учитывались методологии анализа текстов, распространённые в истории литературы, литературной критике и филологическом анализе XIX–XX вв., социальной и исторической антропологии и микроистории, истории философии; учитывались также инструментальные практики ситуативного анализа (case studies), дидактические разработки чтения великих книг, методики close (slow, deep) readings и др. Особое внимание было уделено интенсивно развивающимся практикам медленного чтения в России (движение 2016 г., инициированное Российской библиотечной ассоциацией, Российской государственной библиотекой, учёными — сотрудниками московских библиотек и научных центров А. Г. Гачевой,
Н. Н. Смирновой, Ю. Ю. Чёрным и др.).
Основная организация работы: еженедельные (субботние) занятия, общей продолжительностью до трёх часов, при участии, как правило, двух модераторов. Структура мастерской в 2024 г. предполагала двухуровневые (пропедевтические и основные) читательские семинары медленного чтения «Великие книги» и «Поэзия и жизнь (онтология поэзии)»; в 2025–2028 гг. планируются также семинары «Архивное чтение» («Рукописи: музыка, литература, философия в (не)опубликованных письмах А. Н. Серова и Н. Н. Страхова»), «Книги странствий: долгий XIX-й (Н. М. Карамзин, И. А. Крузенштерн, И. А. Гончаров, А. Даттан)»), «Философское общение» («Вместе с Г. Д. Гачевым: вчитываясь в труды Р. Декарта и Им. Канта»; «Вместе с Г. Г. Шпетом и А. Кожевым: “Феноменология духа” Г. В. Ф. Гегеля»); «Книги природы: П. Верлен,
И. А. Бунин, Н. А. Заболоцкий, К. Г. Паустовский». Ведётся подготовка к проведению занятий в форме иммерсивного читательского театра по направлениям «Россия, белгородские родники (письма и дневники Н. В. Станкевича, А. Н. Никитенко, Н. Н. Страхова, Ю. Н. Говорухи-Отрока)», «Басенные императивы: Эзоп — Лафонтен — И. А. Крылов», «Русская комическая опера: XVIII–XXI», «Великие детские книги: волшебные сказки и необыкновенные истории ХХ столетия (Н. Носов, А. Волков, А. Милн / Б. Заходер», «Зеркало в зеркале: экфрасисы».
Оборудование рабочего места участника семинара: тексты (читаемые фрагменты и комментарии; оригинал и переводы в случае чтения переводного текста); аудиозаписи и визуальные инструменты медленного чтения; инструментальный набор («саквояж мастера»): бумага формата А4, ручки или маркеры не менее трёх цветов, простые карандаши (мягкие); лупа, закладки и т. д., настольная лампа и др.
Общее количество участников мастерской — 70 человек; на занятиях в читательских семинарах в среднем присутствует 15–20 человек.
С июня 2025 г. мастерская обеспечивает методическое содействие вновь создаваемым мастерским (клубов, лабораторий, центров) медленного чтения на территории Белгородской области при поддержке БГУНБ; принимает участие в организации и проведении различных форм повышения квалификации библиотеки; поддерживает территориальную площадку — мастерскую «Понимание» в муниципальной системе библиотек и лицея №3 им. С. П. Угаровой в г. Старый Оскол и др. Согласуется участие мастерской с деятельностью Белгородского регионального отделения Общества русской словесности.
Основания и содержательные особенности работы мастерской были представлены в докладе П. А. Ольхова на международной научно-практической конференции «Медленное чтение сегодня: теория, методика, практика» (25–27 марта 2025 г.), куда участники мастерской были приглашены одним из организаторов конференции Ю. Ю. Чёрным. Материалы доклада положены в основу настоящей статьи.
Павел Анатольевич Ольхов, доктор философских наук, профессор кафедры философии и теологии Белгородского государственного национального исследовательского университета
 
                      
