«… поэтому человечество для тёмных сторон
придумало тюрьму, а для светлых сторон — библиотеку».
Михаил Жванецкий
В большом городе у библиотек появился серьёзный конкурент. Вызов им бросили сетевые книжные магазины. У них и круглосуточный режим работы, и открытый доступ к книгам. Есть гардероб, детская комната, удобные кресла, хорошее освещение. Можно часами сидеть за чашкой кофе и читать понравившуюся книгу.
Рождаются и другие социальные образования, которые представляют конкуренцию традиционной библиотеке: культурно-досуговые центры, интернет-кафе, виртуальные библиотеки (например, электронный ресурс БАБРОТЕКА в своём анонсе указывает: «сайт является помещением библиотеки») или известный портал lib.ru, созданный господином Мoшковым.
Екатерина Гениева в докладе на одной из крымских конференций обозначила этот процесс как объективно неизбежный, но не фатальный для судьбы библиотеки и её будущего.
Да, говорит она, «читатели массово покидают библиотечные залы и превращаются в “удалённых пользователей”; происходит глобальное отчуждение аудитории от книги, увлечение визуальными и слуховыми медиа; вместе с обесцениванием печатного документа и ускорением доступа к цифровым ресурсам исчезают, утрачиваются навыки чтения, медленной неторопливой умственной работы и рефлексии».
Библиотеки неизбежно должны были отреагировать на столь существенные потрясения основ своей деятельности. Все эти явления вызвали к жизни активные новые практики, ставящие целью поиски решений по переустройству, пересмотру функций, приспособлению к новым условиям.
И первыми на этот вызов времени ответили небольшие библиотеки — наиболее мобильные и управляемые. Они стали своеобразными аккумуляторами истории, культуры своего района, местом встречи и общения его жителей, гидом по его достопримечательностям и окрестностям. Уютные помещения располагают к доверительному разговору, приватному общению. И сегодня жители многих районов уже не представляют жизнь без «своей» библиотеки, где их знают в лицо, где им всегда рады.
В этих «заповедных» библиотеках меняется и тип читателя, он всё больше становится не потребителем, а участником культурного процесса, получая возможность транслировать свой собственный взгляд на мир и участвовать в его преобразовании. И бесконечно путешествовать по «светлой стороне».
P.S. Дорогие коллеги! Началась подписка на периодику на второе полугодие. С удовольствием сообщаю, что наши встречи станут чаще. С июля наш журнал будет выходить два раза в месяц.
Пишите нам обо всём, что Вас волнует, радует или огорчает. Мы всегда рады встрече с Вами.
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»

