Вниз по лестнице, ведущей вверх. Размышления о пользе реформы

Доказывать всем свою необходимость, разрабатывать концепции развития, повышать качество и ассортимент традиционных и создавать новые виды продуктов и услуг — важнейшие условия для существования современной библиотеки.
2006 го­да окон­ча­тель­но всту­пит в си­лу ФЗ «Об об­щих прин­ци­пах ор­га­ни­за­ции мест­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния в РФ», та­ким об­ра­зом, нач­нет­ся «бюд­жет­ная ре­фор­ма». Она жест­ко ус­ко­рит про­цесс «де­мок­ра­ти­за­ции» в бюд­жет­ной сфе­ре. Фе­де­раль­ный за­кон приз­ван ре­а­ли­зо­вать дав­но наз­рев­шую пот­реб­ность в соз­да­нии граж­да­нс­ких инс­ти­ту­тов, спо­соб­ных сог­ла­со­вать ин­те­ре­сы тер­ри­то­рий и цент­ра, а так­же раз­вес­ти и чет­ко оп­ре­де­лить «сфе­ры от­ве­т­ствен­нос­ти» цент­ра и тер­ри­то­рий. На­до приз­нать, что при всей дра­ма­тич­нос­ти внед­ре­ния «свер­ху» (а в Рос­сии толь­ко так и воз­мож­ны ре­фор­мы), жест­ко­го ус­та­нов­ле­ния но­вых «пра­вил иг­ры» в куль­тур­ной сфе­ре — это пер­вый (пос­ле 1985 го­да) круп­ный шаг на пу­ти де­мок­ра­ти­за­ции со­ци­о­куль­тур­ной сфе­ры.
Мож­но це­ли­ком сог­ла­сить­ся с тем, что уже сей­час оче­вид­но: «ре­фор­ма бюд­жет­но­го сек­то­ра нап­ря­мую кос­нет­ся не толь­ко пер­вых стро­чек цент­раль­ных га­зет, но и всех (осо­бен­но пуб­лич­ных) биб­ли­о­тек, вмес­те с их пла­на­ми, перс­пек­ти­ва­ми, пер­со­на­лом и ком­му­наль­ны­ми пла­те­жа­ми».1
По­че­му воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость в ре­фор­ме? «При­чи­ны оче­вид­ны и ле­жат на по­ве­рх­нос­ти: за пос­лед­ние 15 лет со­ци­аль­ная инф­ра­ст­рук­ту­ра, дос­тав­ша­я­ся в нас­ле­д­ство Рос­сии от Со­ве­тс­ко­го со­ю­за, вет­ша­ла, об­рас­та­ла но­во­мод­ны­ми ком­мер­чес­ки­ми де­та­ля­ми, компь­ю­те­ри­зи­ро­ва­лась, сно­ва компь­ю­те­ри­зи­ро­ва­лась, раз­ру­ша­лась, но так и не бы­ла мо­дер­ни­зи­ро­ва­на. Се­год­ня боль­ши­н­ство бюд­жет­ных уч­реж­де­ний предс­тав­ле­ны при­чуд­ли­вы­ми конструк­ци­я­ми, со­че­та­ю­щи­ми в се­бе по­ляр­ные предс­тав­ле­ния о струк­ту­ре и фи­ло­со­фии со­ци­аль­ных ус­луг. Ста­но­вит­ся все бо­лее оче­вид­ным, что со­дер­жать силь­но раз­рос­шу­ю­ся «со­ци­ал­ку» го­су­да­р­ство прос­то не мо­жет».1
Суть кри­зи­са иде­о­ло­гии биб­ли­о­тек се­год­ня не столь­ко в прак­ти­чес­кой не­воз­мож­нос­ти осу­ще­с­твлять про­цесс биб­ли­о­теч­но­го обс­лу­жи­ва­ния в том ви­де, как он сло­жил­ся на про­тя­же­нии дли­тель­но­го вре­ме­ни, сколь­ко в том, что про­цесс биб­ли­о­теч­но­го обс­лу­жи­ва­ния не от­ве­ча­ет боль­ше тем предс­тав­ле­ни­ям о ми­ре, че­ло­ве­ке и спо­со­бах их от­но­ше­ний, ко­то­рые су­ще­ст­ву­ют в сов­ре­мен­ной куль­ту­ре. Речь идет о кри­зи­се про­фес­си­о­наль­ных предс­тав­ле­ний о биб­ли­о­те­ке, о кри­зи­се «идеи биб­ли­о­те­ки», как не па­ра­док­саль­но это зву­чит. В ре­зуль­та­те биб­ли­о­те­ка ока­зы­ва­ет­ся, как пра­ви­ло, «по­за­ди» ре­аль­ных про­цес­сов раз­ви­тия об­ще­ст­ва. По оцен­кам спе­ци­а­лис­тов кри­зис но­сит не струк­тур­ный, а сис­тем­ный, па­ра­диг­маль­ный ха­рак­тер.2 В ос­но­ве сис­тем­но­го кри­зи­са биб­ли­о­те­ки ле­жат куль­тур­ные фак­то­ры, конк­рет­ные смыс­лы че­ло­ве­чес­кой де­я­тель­нос­ти, а не­дос­та­ток или из­бы­ток ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов.
Не­об­хо­ди­ма сме­на мно­гих сте­ре­о­ти­пов в биб­ли­о­теч­ной сфе­ре. Нап­ри­мер, сме­на «со­ци­о­ло­ги­чес­кой» перс­пек­ти­вы раз­ви­тия, на «куль­ту­ро­ло­ги­чес­кую». Од­ним из са­мых важ­ных по­ня­тий, ко­то­рое не­об­хо­ди­мо бу­дет ос­во­ить биб­ли­о­теч­но­му про­фес­си­о­наль­но­му со­об­ще­ст­ву, — это ка­те­го­рия «куль­ту­ра», сфор­ми­ро­вать взгляд на куль­ту­ру как на субъ­ект, в пол­ном смыс­ле вто­рую че­ло­ве­чес­кую при­ро­ду. Куль­ту­ру как «кон­ти­ну­ум смыс­лов, об­ла­да­ю­щий свой­ством са­мо­ор­га­ни­за­ции». Не­об­хо­ди­мо уси­лить мис­сию биб­ли­о­тек как куль­тур­ных цент­ров, где пот­реб­ля­ет­ся не толь­ко ин­фор­ма­ция и зна­ния, но и по­рож­да­ют­ся и ут­ве­рж­да­ют­ся но­вые смыс­лы куль­ту­ры, а зна­чит, и но­вые смыс­лы бы­тия, в цент­ре ко­то­рых сто­ит че­ло­век. Не­об­хо­ди­ма сме­на про­фес­си­о­наль­но­го язы­ка с «со­ци­о­ло­ги­чес­ко­го» на «куль­ту­ро­ло­ги­чес­кий».
Нап­ри­мер, поп­ро­буй­те уб­рать из про­фес­си­о­наль­но­го язы­ка биб­ли­о­те­ко­ве­дов сло­ва «функ­ция», «струк­ту­ра», «сис­те­ма», «пот­реб­ность», и они не смо­гут прак­ти­чес­ки ни­че­го ска­зать о биб­ли­о­те­ке. На се­год­няш­ний день прак­ти­чес­ки весь про­фес­си­о­наль­ный язык, а зна­чит, и по­ни­ма­ние су­ти (не сущ­нос­ти) биб­ли­о­те­ки, «взят» из «По­ло­же­ния о Биб­ли­о­теч­ном де­ле 1984 го­да». То есть фор­му­ли­ров­ка струк­ту­ры, функ­ций, це­лей, оп­ре­де­ле­ние биб­ли­о­теч­но­го обс­лу­жи­ва­ния, субъ­ек­тов и объ­ек­тов биб­ли­о­теч­ной де­я­тель­нос­ти — эти все по­ня­тия, ко­то­ры­ми опе­ри­ру­ют се­год­ня для опи­са­ния биб­ли­о­теч­ных про­цес­сов, ос­та­лись «до­пе­ре­ст­ро­еч­ны­ми», взя­ты­ми из мыш­ле­ния «зас­той­но­го пе­ри­о­да». Мы очень час­то не улав­ли­ва­ем, как ок­ру­жа­ю­щая нас мно­го лет обс­та­нов­ка пос­те­пен­но прев­ра­ща­ет­ся в на­шу внут­рен­нюю сре­ду. Мы пе­рес­та­ем за­ме­чать, что вот эти ок­ру­жа­ю­щие пред­ме­ты, эти смыс­лы и дис­кур­сы нас и де­ла­ют, дик­ту­ют нам те или иные оп­ре­де­лен­ные предс­тав­ле­ния и тем са­мым — ре­ше­ния.
Ре­фор­ма — это шаг и к то­му, что­бы сде­лать биб­ли­о­те­ки субъ­ек­та­ми биб­ли­о­теч­ной куль­тур­ной по­ли­ти­ки, то есть те­ми, кто са­мос­то­я­тель­но и ос­мыс­лен­но выст­ра­и­ва­ет свою де­я­тель­ность преж­де все­го с властью, с чи­та­те­ля­ми/пот­ре­би­те­ля­ми на ос­но­ве оп­ре­де­лен­ных де­мок­ра­ти­чес­ких пра­во­вых норм.
При­об­ре­тая са­мос­то­я­тель­ность в вы­бо­ре нап­рав­ле­ния сво­ей де­я­тель­нос­ти и средств ее осу­ще­с­твле­ния, биб­ли­о­те­ки ли­ша­ют­ся (и в этом ос­нов­ной пси­хо­ло­ги­чес­кий дра­ма­тизм си­ту­а­ции) од­нов­ре­мен­но всех при­выч­ных га­ран­тий, су­ще­ст­во­вав­ших для них при цент­ра­ли­зо­ван­ном ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном уп­рав­ле­нии. Они те­перь обя­за­ны до­ка­зы­вать свою не­об­хо­ди­мость: сна­ча­ла — влас­тям, за­тем — об­ще­ст­вен­нос­ти, чи­та­те­лям/поль­зо­ва­те­лям, спон­со­рам, ме­це­на­там и т. п. Та­ким об­ра­зом, перс­пек­ти­вы раз­ви­тия де­я­тель­нос­ти ЦРБ свя­зы­ва­ют­ся с ус­та­нов­ле­ни­ем но­во­го ти­па от­но­ше­ний биб­ли­о­те­ки как с «внеш­ней», так и с «внут­рен­ней» сре­дой, по­вы­ше­ни­ем ка­че­ст­ва и ас­сор­ти­мен­та тра­ди­ци­он­ных и соз­да­ни­ем но­вых ви­дов про­дук­тов и ус­луг, с целью вы­ра­бот­ки сис­те­мы обс­лу­жи­ва­ния, на­и­бо­лее адек­ват­ной проб­ле­мам жиз­не­де­я­тель­нос­ти обс­лу­жи­ва­е­мо­го со­об­ще­ст­ва.
На этом пу­ти куль­тур­ные уч­реж­де­ния уже «по-нас­то­я­ще­му» (а не толь­ко на бу­ма­ге) бу­дут «вы­нуж­де­ны» раз­ра­ба­ты­вать кон­цеп­ции сво­е­го раз­ви­тия, ко­то­рые ре­аль­но бу­дут от­ра­жать конк­рет­ную си­ту­а­цию, конк­рет­ной биб­ли­о­те­ки, ля­гут в ос­но­ву ее стра­те­ги­чес­ких пла­нов раз­ви­тия, сде­ла­ют проз­рач­ной, де­мок­ра­тич­ной их де­я­тель­ность.
«Куль­тур­ная по­ли­ти­ка» биб­ли­о­тек се­год­ня неп­ро­дук­тив­на. Она не име­ет об­ще­го кон­цеп­ту­аль­но­го зна­ме­на­те­ля в биб­ли­о­теч­ном со­об­ще­ст­ве, за­пол­не­на са­мо­ор­га­ни­за­ци­ей впе­ре­меж­ку с ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным дав­ле­ни­ем.
На пу­ти на­чав­шей­ся де­мок­ра­ти­за­ции уп­рав­ле­ния ор­га­ни­за­ци­я­ми куль­ту­ры су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во пре­пя­т­ствий, ос­нов­ные из них сле­ду­ю­щие:
Во-пер­вых, те за­ко­но­да­тель­ные ак­ты «бюд­жет­ной ре­фор­мы», ко­то­рые всту­пят в действие с 2006 го­да, раз­ра­ба­ты­ва­лись без прив­ле­че­ния про­фес­си­о­на­лов, со­дер­жат во­пи­ю­щие не­точ­нос­ти и про­ти­во­ре­чат, как Конс­ти­ту­ции, так и «За­ко­ну о биб­ли­о­теч­ном де­ле». Нап­ри­мер, Фе­де­раль­ный за­кон от 6 ок­тяб­ря 2003 го­да № 131-ФЗ (с из­ме­не­ни­я­ми от 19 ию­ня и 12 ав­гус­та 2004 го­да) «Об об­щих прин­ци­пах ор­га­ни­за­ции мест­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния в РФ». Толь­ко один при­мер, — в обя­зан­нос­ти сельс­ко­го му­ни­ци­па­ли­те­та райо­на в сфе­ре куль­ту­ры от­не­се­на лишь «… ор­га­ни­за­ция биб­ли­о­теч­но­го обс­лу­жи­ва­ния по­се­ле­ний (обес­пе­че­ние ус­лу­га­ми биб­ли­о­теч­но­го кол­лек­то­ра)». Хо­чет­ся спро­сить, ви­дел ли кто-ни­будь биб­ли­о­теч­ный кол­лек­тор в рай­це­нт­ре? Да­же во вре­ме­на то­таль­но­го цент­ра­ли­зо­ван­но­го кни­гос­наб­же­ния на гро­мад­ных прос­то­рах СССР ра­бо­та­ли все­го 160 биб­ли­о­теч­ных кол­лек­то­ров, ко­то­рые дав­но ка­ну­ли в ле­ту ры­ноч­ной кни­го­тор­гов­ли.3 При­ме­ры мож­но про­дол­жить до бес­ко­неч­нос­ти. (Эта ре­фор­ма раз­ру­шит ту сис­те­му, ска­жем, пуб­лич­ных биб­ли­о­тек, ко­то­рую в свое вре­мя соз­да­ла Н. К. Крупс­кая).
Во-вто­рых, и это глав­ное для нас­то­я­ще­го пе­ри­о­да, — не су­ще­ст­ву­ет де­мок­ра­ти­чес­ких ка­на­лов об­ще­ния куль­тур­ных ор­га­ни­за­ций с властью. По­э­то­му сто­ит за­да­ча — ор­га­ни­зо­вы­вать, на­ла­дить ди­а­лог меж­ду сфе­рой куль­ту­ры и властью, без ко­то­ро­го внед­ре­ние бюд­жет­ной ре­фор­мы мо­жет выз­вать де­мо­н­стра­ции, про­тес­ты, го­ло­дов­ки де­я­те­лей ис­ку­с­ства и куль­ту­ры.
Ком­му­ни­ка­цию, ко­то­рая се­год­ня ре­аль­но су­ще­ст­ву­ет меж­ду сфе­рой куль­ту­ры и властью, труд­но наз­вать ди­а­ло­гом, она не ве­дет к вза­и­мо­по­ни­ма­нию и кон­со­ли­да­ции, к раз­ви­тию куль­ту­ры в го­ро­де, об­лас­ти. Власть об­ща­ет­ся толь­ко с на­чаль­ни­ка­ми от куль­ту­ры, ко­то­рые за­ин­те­ре­со­ва­ны толь­ко в сох­ра­не­нии сво­е­го «ста­тус-кво» во что бы то ни ста­ло и ко­то­рые се­год­ня на­хо­дят­ся в по­ло­же­нии «вне кри­ти­ки».
Не­об­хо­ди­мо соз­дать прин­ци­пи­аль­но но­вые ме­ха­низ­мы ин­тег­ра­ции сфе­ры куль­ту­ры и влас­ти, дос­та­точ­но силь­ные, что­бы кон­со­ли­ди­ро­вать и раз­ви­вать биб­ли­о­теч­ное со­об­ще­ст­во.
В-треть­их, се­год­ня ос­нов­ная проб­ле­ма, ко­то­рая ве­дет к кри­зи­су сфе­ры куль­ту­ры, — это сов­ре­мен­ный тип уп­рав­ле­ния куль­ту­рой, фи­ло­со­фия уп­рав­ле­ния, ко­то­рый восп­ро­из­во­дит ста­рые прин­ци­пы жиз­не­де­я­тель­нос­ти, имен­но он яв­ля­ет­ся тор­мо­зом в го­раз­до боль­шей сте­пе­ни, чем не­дос­та­точ­ное фи­нан­си­ро­ва­ние, как при­ня­то ду­мать.
Нап­ри­мер, ком­мер­ци­а­ли­за­ция сфер обу­че­ния и здра­во­ох­ра­не­ния не при­ве­ла к ка­че­ст­вен­но­му из­ме­не­нию сис­тем. Бо­лее вы­со­ко оп­ла­чи­ва­е­мые учи­те­ля и вра­чи не обя­за­тель­но бо­лее про­фес­си­о­наль­ны, чем «низ­ко­оп­ла­чи­ва­е­мые».
Ре­аль­но сто­ит проб­ле­ма вост­ре­бо­ван­нос­ти та­ла­нт­ли­вых лю­дей в куль­тур­ной сфе­ре, на се­год­няш­ний день нет ме­ха­низ­ма их прод­ви­же­ния, и это, нес­мот­ря на то, что В. В. Пу­тин в ря­ду сво­их при­о­ри­те­тов про­во­зг­ла­сил и при­о­ри­тет в сфе­ре куль­ту­ры: «под­де­рж­ка та­ла­нт­ли­вых лю­дей». По­э­то­му, ре­фор­ма — это еще и шаг к за­ме­не «функ­ци­о­наль­но­го» уп­рав­ле­ния «про­е­кт­ным», или «уп­рав­ле­ни­ем ка­че­ст­вом», или дру­ги­ми но­вы­ми ви­да­ми уп­рав­ле­ния, ко­то­рые ори­ен­ти­ро­ва­ны на под­дер­жа­ние ини­ци­а­ти­вы и ак­тив­нос­ти вы­со­коп­ро­фес­си­о­наль­ных спе­ци­а­лис­тов.
Та­ким об­ра­зом, ре­фор­ма, бу­дем на­де­ять­ся, прод­ви­нет про­цесс пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния но­вых де­мок­ра­ти­чес­ких от­но­ше­ний и тем са­мым:
• ут­вер­дит но­вые прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции обс­лу­жи­ва­ния чи­та­те­лей/поль­зо­ва­те­лей;
• соз­даст но­вые воз­мож­нос­ти к вза­и­мо­дей­ствию с внеш­ней сре­дой, к фор­ми­ро­ва­нию «со­ци­аль­но­го парт­не­р­ства»;
• даст им­пульс для но­во­го ос­мыс­ле­ния про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­нос­ти, сфор­ми­ру­ет но­вый про­фес­си­о­наль­ный язык»;
• поз­во­лит пре­о­до­леть кри­зис «са­мо­и­ден­тич­нос­ти» сов­ре­мен­ных биб­ли­о­теч­ных спе­ци­а­лис­тов;
• сфор­ми­ру­ет но­вую кад­ро­вую по­ли­ти­ку;
• поз­во­лить биб­ли­о­теч­но­му со­об­ще­ст­ву стать субъ­ек­том куль­тур­ной по­ли­ти­ки.

Елена Викторовна Смолина, заведующая научно-исследовательским отделом библиотековедения РНБ, кандидат педагогических наук

1 Жадь­ко, Н., Чур­ки­на, М. Блеск и ни­ще­та бюд­жет­ной ре­фор­мы: «Оп­ти­ми­за­ция» и «ре­ор­га­ни­за­ция» се­ти уч­реж­де­ний // Биб­ли­о­теч­ное Де­ло. 2004. № 9. — С. 13—15.
2 Пе­ли­пен­ко А. А., Яко­вен­ко И. Г. Куль­ту­ра как сис­те­ма. — М., 1998. — 372 с.
3 Гри­ха­нов, Ю. А. За­ко­но­да­тель, по­чи­тай за­ко­ны свои! // Куль­ту­ра. 2005. 27 ян­ва­ря — 2 фев­ра­ля. — С. 5.