Реорганизация ЦБС. Проблемы и перспективы

Сеть общедоступных муниципальных библиотек встала на этап очередных изменений, как это было уже не раз в их истории. Изучение современной ситуации в библиотечном деле субъектов РФ со всей очевидностью показывает, что сеть библиотек продолжает сокращаться.
В нас­то­ящее вре­мя, в свя­зи с раз­ви­ти­ем инс­ти­ту­та мест­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния (МС), фор­ми­ро­ва­ни­ем его но­вой тер­ри­то­ри­аль­ной сис­те­мы, про­дол­жа­ют­ся из­ме­не­ния ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­во­го ста­ту­са об­ще­дос­туп­ных биб­ли­о­тек. Они обус­лов­ле­ны не прос­то ве­я­ни­ем вре­ме­ни, же­ла­ни­ем осов­ре­ме­нить биб­ли­о­те­ки, а про­дик­то­ва­ны при­ня­ти­ем ря­да фе­де­раль­ных за­ко­нов (ФЗ).1
Му­ни­ци­паль­ные биб­ли­о­те­ки го­су­да­р­ством пос­тав­ле­ны в ус­ло­вия не­об­хо­ди­мос­ти пре­об­ра­зо­ва­ний. Осу­ще­с­твля­е­мая ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная ре­фор­ма су­ще­ст­вен­но ме­ня­ет ус­то­яв­ши­е­ся прин­ци­пы функ­ци­о­ни­ро­ва­ния со­ци­аль­но-куль­тур­ной сфе­ры.
Сог­лас­но но­вой тер­ри­то­ри­аль­ной ор­га­ни­за­ции, в Рос­сии соз­да­ют­ся му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния (МО) трех ви­дов:
• по­се­ле­ния (тер­ри­то­рии с чис­лен­ностью сельс­ко­го на­се­ле­ния не ме­нее 1000 жи­те­лей);
• му­ни­ци­паль­ные райо­ны (объ­е­ди­ня­ю­щие тер­ри­то­рии нес­коль­ких мел­ких по­се­ле­ний);
• го­ро­дс­кие ок­ру­га (го­ро­да с при­ле­га­ю­щи­ми к ним бли­жай­ши­ми по­сел­ка­ми).
В со­от­ве­т­ствии с пе­ре­чис­лен­ны­ми ви­да­ми МО биб­ли­о­те­ки долж­ны стать:
• по­се­лен­чес­ки­ми (сельс­кие, район­ные, го­ро­дс­кие биб­ли­о­те­ки),
• меж­по­се­лен­чес­ки­ми (ор­га­ни­зу­ю­щи­ми биб­ли­о­теч­ное обс­лу­жи­ва­ние нес­коль­ких по­се­ле­ний).
В свя­зи с му­ни­ци­па­ли­за­ци­ей, раз­де­ле­ни­ем и обо­соб­ле­ни­ем бюд­же­тов раз­ных уров­ней ме­ня­ют­ся прин­ци­пы фи­нан­си­ро­ва­ния уч­реж­де­ний так на­зы­ва­е­мой бюд­жет­ной сфе­ры, что для об­ще­дос­туп­ных биб­ли­о­тек обо­ра­чи­ва­ет­ся ре­ор­га­ни­за­ци­ей (де­це­нт­ра­ли­за­ци­ей) биб­ли­о­теч­ной се­ти, пе­ре­да­чей биб­ли­о­тек в собствен­ность вновь соз­да­ва­е­мых МО. Пер­вый этап это­го про­цес­са от­но­сит­ся еще к на­ча­лу 1990-х го­дов, но в субъ­ек­тах РФ он про­ис­хо­дил с раз­ной ди­на­ми­кой и по-раз­но­му оце­ни­вал­ся прак­ти­ка­ми.
Так, еще в 1992 го­ду од­ни­ми из пер­вых про­ве­ли де­це­нт­ра­ли­за­цию биб­ли­о­тек мест­ные влас­ти нес­коль­ких райо­нов Вла­ди­ми­рс­кой об­лас­ти. Суть про­цес­са сво­ди­лась к пе­ре­да­че фи­нан­си­ро­ва­ния, комп­лек­то­ва­ния, ру­ко­во­д­ства и конт­ро­ля из райо­на мест­ным и сельс­ким со­ве­там. Не бы­ло при­ня­то во вни­ма­ние то, что за го­ды цент­ра­ли­за­ции бы­ли соз­да­ны ус­ло­вия, поз­во­ля­ю­щие биб­ли­о­те­кам вы­пол­нять свои ос­нов­ные функ­ции да­же в неп­рос­тых эко­но­ми­чес­ких ус­ло­ви­ях — креп­кие кол­лек­ти­вы, от­ла­жен­ная сис­те­ма комп­лек­то­ва­ния, об­ра­бот­ки, ка­та­ло­ги­за­ции, ра­бо­ты с чи­та­те­ля­ми на ос­но­ве ис­поль­зо­ва­ния еди­но­го фон­да. Сос­ре­до­то­че­ние скуд­ных средств в од­них ру­ках (в райо­не) поз­во­ля­ло ра­зум­но расп­ре­де­лять их: по­оче­ред­но ре­мон­ти­руя биб­ли­о­те­ки, при­об­ре­тая для них тех­ни­ку и обо­ру­до­ва­ние, ор­га­ни­зуя по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции биб­ли­о­те­ка­рей и т. п. Су­ще­ст­во­вал и ра­бо­тал ме­ха­низм, по­буж­да­ю­щий биб­ли­о­те­ки од­но­го райо­на действо­вать как еди­ное це­лое, и сбой в од­ном мес­те мож­но бы­ло лик­ви­ди­ро­вать об­щи­ми уси­ли­я­ми. Но­вая же фор­ма пре­дус­мат­ри­ва­ла са­мос­то­я­тель­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние биб­ли­о­тек, то есть ко­рен­ную лом­ку преж­них тра­ди­ций, нап­ря­мую зат­ра­ги­ва­ю­щую ин­те­ре­сы и биб­ли­о­те­ка­рей, и чи­та­те­лей. Од­ним из ар­гу­мен­тов в поль­зу де­це­нт­ра­ли­за­ции со сто­ро­ны район­но­го ру­ко­во­д­ства был тот, что сельс­кие биб­ли­о­те­ки на­хо­дят­ся на тер­ри­то­рии оп­ре­де­лен­ных хо­зяйств, но ре­аль­но о них за­бо­тит­ся толь­ко район­ная биб­ли­о­те­ка да район­ная ад­ми­ни­ст­ра­ция, а са­ми хо­зяй­ства не по­мо­га­ют сво­им «оча­гам куль­ту­ры», а ес­ли это и про­ис­хо­дит, то под на­жи­мом район­но­го ру­ко­во­д­ства. С пе­ре­да­чей де­це­нт­ра­ли­зо­ван­ных биб­ли­о­тек на ба­лан­сы хо­зяйств, они по­лу­чат сво­их опе­ку­нов, в со­от­ве­т­ствии с Фе­де­раль­ным За­ко­ном о мест­ном са­мо­уп­рав­ле­нии 1991 г.2 Про­ис­хо­дя­щее выз­ва­ло про­тест и жа­ло­бы биб­ли­о­теч­ных ра­бот­ни­ков в об­ла­ст­ную ад­ми­ни­ст­ра­цию, но они не во­зы­ме­ли действия. Биб­ли­о­те­кам приш­лось прис­по­саб­ли­вать­ся к но­во­му по­ло­же­нию.
Де­це­нт­ра­ли­за­ция во Вла­ди­ми­рс­кой об­лас­ти об­на­ру­жи­ла как ми­ну­сы, так и не­ко­то­рые плю­сы. Толь­ко в Вяз­ни­ко­вс­ком райо­не за два го­да ра­бо­ты бы­ло зак­ры­то нес­коль­ко биб­ли­о­тек; сок­ра­ще­ны став­ки биб­ли­о­те­ка­рей, и вмес­то про­фес­си­о­на­ла кни­ги вы­да­вал ра­бот­ник сельс­кой ад­ми­ни­ст­ра­ции. Рез­ко сок­ра­ти­лась под­пис­ка. Вмес­те с тем, в не­ко­то­рых хо­зяй­ствах сельс­кие биб­ли­о­те­ка­ри бы­ли вклю­че­ны в штат­ное рас­пи­са­ние сельс­кой ад­ми­ни­ст­ра­ции и по­лу­чи­ли при­бав­ку к ок­ла­ду, или из раз­ря­да биб­ли­о­те­ка­ря ЦБС они пе­реш­ли в за­ве­ду­ю­щие биб­ли­о­те­кой, что то­же при­ве­ло к по­вы­ше­нию зарп­ла­ты. Ру­ко­во­ди­те­ли са­мос­то­я­тель­ных биб­ли­о­тек смог­ли те­перь комп­лек­то­вать фонд нуж­ной им ли­те­ра­ту­рой.3
Не­од­ноз­нач­ность пос­ле­д­ствий де­це­нт­ра­ли­за­ции осоз­на­ет­ся все­ми, кто про­шел этот путь. В част­нос­ти, вось­ми­лет­ний опыт ра­бо­ты (с 1997 г.) ЦБС Де­мя­нс­ко­го райо­на Нов­го­ро­дс­кой об­лас­ти при час­тич­ной де­це­нт­ра­ли­за­ции по­ка­зал бес­смыс­лен­ность пе­ре­да­чи уп­рав­ле­ния сельс­ки­ми фи­ли­а­ла­ми биб­ли­о­тек на мес­та без дос­та­точ­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния. Воз­ник­ли проб­ле­мы вы­жи­ва­ния биб­ли­о­тек, сох­ра­не­ния кад­ров, по­ме­ще­ний, фон­дов. Вып­ра­вить по­ло­же­ние уда­лось пос­ле возв­ра­та к ЦБС с но­вым штат­ным рас­пи­са­ни­ем.
В свое вре­мя не из­бе­жа­ли де­це­нт­ра­ли­за­ции биб­ли­о­те­ки Ал­тайс­ко­го края: на 1.01.2004 г. рас­фор­ми­ро­ва­но 9 из 71 быв­шей ЦБС, 2 ре­ор­га­ни­зо­ва­ны — вхо­дят в сос­тав РОМЦ (район­ных ор­га­ни­за­ци­он­но-ме­то­ди­чес­ких цент­ров). В нас­то­я­щее вре­мя ак­тив­но идет про­цесс ре­ор­га­ни­за­ции ЦБС г. Бар­на­у­ла — в 2003 го­ду зак­ры­ты два фи­ли­а­ла, вы­де­лен из ЦБС Го­ро­дс­кой мо­ло­деж­ный ин­фор­ма­ци­он­ный центр. Уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­ло проф­со­юз­ных биб­ли­о­тек, пе­ре­да­ва­е­мых в му­ни­ци­паль­ную сеть.4
Объ­ек­тив­нос­ти ра­ди на­до ска­зать, что не вез­де мест­ные влас­ти сто­рон­ни­ки неп­ре­мен­ной де­це­нт­ра­ли­за­ции. Так, в Ле­ни­нг­ра­дс­кой об­лас­ти на 1.01.2005 еще не рас­фор­ми­ро­ва­на ни од­на ЦБС (хо­тя сок­ра­ще­ние се­ти мед­лен­но про­дол­жа­ет­ся). Од­на­ко си­ту­а­ция в бюд­жет­ной сфе­ре про­дол­жа­ет из­ме­нять­ся, подт­ве­рж­де­ни­ем че­го мо­жет слу­жить на­чав­ша­я­ся не­дав­но мо­не­ти­за­ция со­ци­аль­ных ль­гот. Не иск­лю­че­но, что со вступ­ле­ни­ем в действие ФЗ о мест­ном са­мо­уп­рав­ле­нии 2003 г. (с 1 ян­ва­ря 2006 г.), с на­ча­лом ра­бо­ты ор­га­нов местного самоуправления (ОМС) нач­нет­ся но­вый этап ре­ор­га­ни­за­ции ЦБС, зна­чи­тель­но­го сок­ра­ще­ния се­ти биб­ли­о­тек, в пер­вую оче­редь, не­боль­ших фи­ли­а­лов в ма­ло­на­се­лен­ных пунк­тах. Во вся­ком слу­чае, эти воп­ро­сы уже об­суж­да­ют­ся прак­ти­ка­ми и предс­та­ви­те­ля­ми ОМС, от ко­то­рых тре­бу­ет­ся оп­ти­маль­ное ре­ше­ние воз­ник­шей проб­ле­мы в си­лу ее не­од­ноз­нач­нос­ти.
В свя­зи со ска­зан­ным, хо­те­лось бы об­ра­тить вни­ма­ние на по­ло­жи­тель­ные ре­зуль­та­ты цент­ра­ли­за­ции биб­ли­о­теч­но­го де­ла, дос­тиг­ну­тые в со­ве­тс­кое вре­мя — эко­ном­ное и ра­ци­о­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние средств, от­пус­ка­е­мых на биб­ли­о­теч­ную ра­бо­ту, улуч­ше­ние ма­те­ри­аль­но-тех­ни­чес­кой ба­зы, про­фи­ли­ро­ва­ние фон­дов и воз­мож­нос­ти их вза­и­мо­ис­поль­зо­ва­ния, соз­да­ние сис­те­мы по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции кад­ров и др. По­э­то­му мно­гие спе­ци­а­лис­ты на дан­ном эта­пе при­дер­жи­ва­ют­ся мне­ния, что толь­ко при цент­ра­ли­зо­ван­ной схе­ме уп­рав­ле­ния мож­но сох­ра­нить биб­ли­о­те­ки и раз­ви­вать­ся даль­ше.5 Биб­ли­о­те­ка­ри Тю­ме­нс­кой об­лас­ти, пе­ре­жив этап де­це­нт­ра­ли­за­ции в кон­це 1990-х — на­ча­ле 2000-х гг., ны­не об­ра­ти­лись к идее ре­це­нт­ра­ли­за­ции биб­ли­о­тек на но­вых ос­но­ва­ни­ях, как доб­ро­воль­ных про­фес­си­о­наль­ных объ­е­ди­не­ний. Пос­коль­ку оче­вид­но, что для мел­ких сельс­ких биб­ли­о­тек вы­ход из ЦБС ча­ще все­го ухуд­ша­ет ус­ло­вия су­ще­ст­во­ва­ния, ли­ша­ет бо­лее или ме­нее ста­биль­но­го ис­точ­ни­ка комп­лек­то­ва­ния, оп­ре­де­лен­ной сте­пе­ни за­щи­щен­нос­ти, ибо кол­лек­тив сот­руд­ни­ков чис­лен­ностью в нес­коль­ко де­сят­ков че­ло­век объ­ек­тив­но силь­нее и бо­лее ус­той­чив, чем в 1–2 че­ло­ве­ка.
Вмес­те с тем, нель­зя не ска­зать и о не­га­тив­ных яв­ле­ни­ях цент­ра­ли­за­ции — ос­та­точ­ном прин­ци­пе фи­нан­си­ро­ва­ния район­ной се­ти, сдер­жи­ва­ю­щем раз­ви­тие биб­ли­о­тек и сни­жа­ю­щем уро­вень обс­лу­жи­ва­ния, не­дос­та­точ­ной тех­ни­чес­кой ос­на­щен­нос­ти сельс­ких фи­ли­а­лов, час­то не име­ю­щих да­же те­ле­фо­на, и др. По­э­то­му ста­но­вит­ся оче­вид­ным, что не­об­хо­дим по­иск ра­ци­о­наль­ных ор­га­ни­за­ци­он­ных форм биб­ли­о­тек, в ко­то­рых бы­ли бы уч­те­ны дос­то­и­н­ства и не­дос­тат­ки опы­та цент­ра­ли­за­ции, и но­вые пра­во­вые ус­ло­вия их су­ще­ст­во­ва­ния. Как ва­ри­ант сох­ра­не­ния биб­ли­о­теч­ной се­ти пред­ла­га­ют­ся, нап­ри­мер, та­кие фор­мы: са­мос­то­я­тель­ная му­ни­ци­паль­ная биб­ли­о­те­ка, меж­му­ни­ци­паль­ное биб­ли­о­теч­ное объ­е­ди­не­ние.5 По по­во­ду вто­рой фор­мы сле­ду­ет ска­зать, что это в сво­ем ро­де ЦБС, толь­ко на но­вых ос­но­ва­ни­ях: все биб­ли­о­те­ки объ­е­ди­не­ния аб­со­лют­но са­мос­то­я­тель­ны в сво­ей де­я­тель­нос­ти, ис­хо­дят из ин­те­ре­сов мест­но­го на­се­ле­ния, не за­ви­сят от од­но­го и то­го же уч­ре­ди­те­ля. Меж­му­ни­ци­паль­ное биб­ли­о­теч­ное объ­е­ди­не­ние не­об­хо­ди­мо рас­смат­ри­вать, преж­де все­го, как про­фес­си­о­наль­ное объ­е­ди­не­ние для сох­ра­не­ния еди­но­го биб­ли­о­теч­но­го прост­ра­н­ства, ко­ор­ди­на­ции де­я­тель­нос­ти и вза­и­мо­ис­поль­зо­ва­ния ре­сур­сов. Опыт по­доб­но­го сот­руд­ни­че­ст­ва на­коп­лен за ру­бе­жом. Оче­вид­но, что биб­ли­о­те­кам Рос­сии при­дет­ся так­же ос­ва­и­вать эту фор­му су­ще­ст­во­ва­ния.
В слу­чае соз­да­ния меж­му­ни­ци­паль­но­го объ­е­ди­не­ния биб­ли­о­тек не­об­хо­ди­мо ре­ше­ние воп­ро­са об оп­ре­де­ле­нии ста­ту­са цент­раль­ной биб­ли­о­те­ки, ко­то­рая бу­дет вы­пол­нять ряд функ­ций для все­го объ­е­ди­не­ния в си­лу сво­их кад­ро­вых, ма­те­ри­аль­но-тех­ни­чес­ких и иных воз­мож­нос­тей (ка­та­ло­ги­за­ция, дос­тав­ка ли­те­ра­ту­ры, ве­де­ние СБА, по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции кад­ров, соз­да­ние пе­ре­мен­но­го фон­да для внес­та­ци­о­нар­но­го обс­лу­жи­ва­ния мел­ких на­се­лен­ных пунк­тов и др.), ли­бо о раз­де­ле­нии этих функ­ций меж­ду биб­ли­о­те­ка­ми. Оче­вид­но, что вто­рой ва­ри­ант ме­нее осу­ще­ст­вим из-за ма­ло­мощ­нос­ти сельс­ких биб­ли­о­тек, од­на­ко со­вер­шен­но иск­лю­чать его не сто­ит, нап­ри­мер, для му­ни­ци­паль­ных райо­нов и го­ро­дс­ких ок­ру­гов.
Тра­ди­ци­он­ные ЦБС сей­час на­хо­дят­ся в пе­ре­ход­ном пе­ри­о­де. Воп­рос их ре­ор­га­ни­за­ции — воп­рос вре­ме­ни. В на­и­бо­лее слож­ной си­ту­а­ции ока­зы­ва­ют­ся сельс­кие район­ные ЦБС, фи­ли­а­лы ко­то­рых ра­нее, сог­лас­но По­ло­же­нию о цент­ра­ли­за­ции, на­хо­ди­лись в двой­ном под­чи­не­нии — у мест­ной и район­ной влас­ти. Но тем са­мым в обя­за­тель­ном по­ряд­ке сох­ра­ня­лась еди­ная биб­ли­о­теч­ная струк­ту­ра. С пе­ре­да­чей фи­ли­а­лов в пол­ное ве­де­ние му­ни­ци­паль­ных влас­тей пос­ле­д­ствия мо­гут быть раз­ны­ми.
Т. Л. Ма­ни­ло­ва пред­ла­га­ет в ка­че­ст­ве ре­ше­ния проб­ле­мы сох­ра­не­ния ЦБС ее ре­ги­ст­ра­цию как еди­но­го му­ни­ци­паль­но­го уч­реж­де­ния, но с за­ме­ной тер­ми­на «фи­ли­ал» на «от­дел». Дру­ги­ми сло­ва­ми, ме­ня­ет­ся толь­ко наз­ва­ние, а не уч­ре­ди­тель. Так, в за­ру­беж­ной прак­ти­ке это на­зы­ва­ет­ся сис­те­мой пуб­лич­ной му­ни­ци­паль­ной биб­ли­о­те­ки, сос­то­я­щей из ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной еди­ни­цы и пунк­тов обс­лу­жи­ва­ния.6 Для круп­ных МО на уров­не го­ро­дс­ко­го ок­ру­га или му­ни­ци­паль­но­го райо­на та­кой под­ход мо­жет быть осу­ще­с­твлен, но толь­ко при ус­ло­вии по­ни­ма­ния му­ни­ци­паль­ны­ми влас­тя­ми не­об­хо­ди­мос­ти под­дер­жа­ния на долж­ном уров­не биб­ли­о­теч­но­го обс­лу­жи­ва­ния на­се­ле­ния дан­ной тер­ри­то­рии и го­тов­нос­ти фи­нан­си­ро­вать (со­фи­нан­си­ро­вать) боль­шое му­ни­ци­паль­ное уч­реж­де­ние. Ра­зу­ме­ет­ся, ре­ша­ю­щая роль в пос­та­нов­ке пе­ред ОМС дан­но­го воп­ро­са и его прод­ви­же­нии при­над­ле­жит толь­ко са­мим биб­ли­о­теч­ным ра­бот­ни­кам.
В раз­ви­тие это­го по­ло­же­ния выс­ка­зы­ва­ет­ся мне­ние, что, во-пер­вых, не обя­за­тель­ны су­гу­бо ие­рар­хи­чес­кие ЦБС, пост­ро­ен­ные по ди­ви­зи­он­но­му ти­пу. Це­ле­со­об­раз­на их транс­фор­ма­ция в адап­тив­ные ор­га­ни­за­ции. Од­ним из ус­ло­вий это­го ста­но­вит­ся раз­ви­тие раз­но­об­раз­ных свя­зей, сот­руд­ни­че­ст­ва и парт­не­р­ства с нуж­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, уч­реж­де­ни­я­ми, как в пре­де­лах, так и за пре­де­ла­ми МО, что долж­но обес­пе­чи­вать соз­да­ние осо­бо­го прост­ра­н­ства жиз­не­де­я­тель­нос­ти биб­ли­о­тек ЦБС. Во-вто­рых, нуж­ны бо­лее гиб­кие, мяг­кие ва­ри­ан­ты му­ни­ци­паль­ных ЦБС. Так, и в со­ве­тс­кое вре­мя, нап­ри­мер, сре­ди меж­ве­до­м­ствен­ных и проф­со­юз­ных ЦБС встре­ча­лись та­кие, бо­лее «мяг­кие» ва­ри­ан­ты. В част­нос­ти, объ­е­ди­ня­лись не все сред­ства, а толь­ко не­об­хо­ди­мые для осу­ще­с­твле­ния об­ще­сис­тем­ных функ­ций, и тог­да на­и­бо­лее круп­ная биб­ли­о­те­ка ста­но­ви­лась цент­раль­ной и на­чи­на­ла их вы­пол­нять.
Не­ко­то­ры­ми ав­то­ра­ми выс­ка­зы­ва­ет­ся пред­по­ло­же­ние, что струк­тур­ная пе­ре­ст­рой­ка му­ни­ци­паль­ных биб­ли­о­теч­ных сис­тем в нас­то­я­щее вре­мя мо­жет дос­ти­гать­ся так­же за счет соз­да­ния не­фор­маль­ных объ­е­ди­не­ний биб­ли­о­тек раз­лич­ных ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых форм и форм собствен­нос­ти од­ной или нес­коль­ких тер­ри­то­рий, в ко­то­рые мо­гут вой­ти кро­ме об­ще­дос­туп­ных, нап­ри­мер, школь­ные биб­ли­о­те­ки, или проф­со­юз­ные.7 Т. Л. Ма­ни­ло­ва на­зы­ва­ет та­кую ор­га­ни­за­ци­он­ную мо­дель «биб­ли­о­теч­ной сис­те­мой тер­ри­то­рии, сос­то­я­щей из са­мос­то­я­тель­ных биб­ли­о­теч­ных еди­ниц, це­ло­ст­ность ко­то­рой обес­пе­чи­ва­ет­ся од­ним об­щим или сис­те­мой до­го­во­ров меж­ду ее субъ­ек­та­ми».8 Ко­ли­че­ст­во струк­тур­ных еди­ниц в сос­та­ве объ­е­ди­не­ния не рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся. Дру­гая мо­дель мо­жет предс­тав­лять «еди­ную ЦБС тер­ри­то­рии, вклю­ча­ю­щую все биб­ли­о­те­ки, фи­нан­си­ру­е­мые ОМС, — му­ни­ци­паль­ные об­ще­дос­туп­ные, школь­ные, биб­ли­о­те­ки ПТУ, дру­гих уч­реж­де­ний и предп­ри­я­тий му­ни­ци­паль­но­го уров­ня». Не иск­лю­че­ны и лю­бые со­че­та­ния пер­вой и вто­рой мо­де­лей. Ес­те­ст­вен­но, что при та­ком под­хо­де нет смыс­ла, нап­ри­мер, со­дер­жать в се­ле две не­боль­шие биб­ли­о­те­ки (школь­ную и об­ще­дос­туп­ную му­ни­ци­паль­ную), ес­ли ко­ли­че­ст­во на­се­ле­ния не­ве­ли­ко и се­ло не разб­ро­са­но на мно­гие ки­ло­мет­ры; це­ле­со­об­раз­нее надстро­ить до­пол­ни­тель­ный этаж в шко­ле под пол­но­цен­ную биб­ли­о­те­ку, обс­лу­жи­ва­ю­щую как школь­ни­ков, так и всех жи­те­лей; нет не­об­хо­ди­мос­ти со­дер­жать в не­боль­шом го­ро­де 5—10 му­ни­ци­паль­ных биб­ли­о­тек и столь­ко же школь­ных и проф­со­юз­ных. Хо­тя прак­ти­ка­ми не­од­ноз­нач­но оце­ни­ва­ет­ся объ­е­ди­не­ние раз­ных по при­над­леж­нос­ти биб­ли­о­тек. «Ост­рой проб­ле­мой для му­ни­ци­паль­ных биб­ли­о­тек яв­ля­ет­ся про­цесс объ­е­ди­не­ния их со школь­ны­ми биб­ли­о­те­ка­ми, — от­ме­ча­ют ал­тайс­кие биб­ли­о­те­ка­ри. — В 22 биб­ли­о­теч­ных сис­те­мах есть му­ни­ци­паль­ные биб­ли­о­те­ки, объ­е­ди­нен­ные со школь­ны­ми. При этом про­ис­хо­дит ухуд­ше­ние ка­че­ст­ва биб­ли­о­теч­но­го обс­лу­жи­ва­ния все­го на­се­ле­ния».4
Нель­зя не ска­зать о том, что, кро­ме объ­е­ди­не­ний, вклю­ча­ю­щих толь­ко биб­ли­о­те­ки, с се­ре­ди­ны 1990-х го­дов предп­ри­ни­ма­лись по­пыт­ки соз­да­ния тер­ри­то­ри­аль­ных струк­тур, вклю­ча­ю­щих и дру­гие родствен­ные уч­реж­де­ния и ор­га­ни­за­ции. В нас­то­я­щее вре­мя на прак­ти­ке так­же су­ще­ст­ву­ют и мо­гут соз­да­вать­ся и впредь сельс­кие куль­тур­ные комп­лек­сы (СКК), объ­е­ди­ня­ю­щие в сво­ем сос­та­ве сельс­кую биб­ли­о­те­ку, Дом куль­ту­ры, дру­гие КПУ. В част­нос­ти, Пе­ре­дс­кий СКК Бо­ро­ви­чс­ко­го райо­на Нов­го­ро­дс­кой об­лас­ти, ор­га­ни­зо­ван­ный в 1991 го­ду, вклю­ча­ет Дом куль­ту­ры, два клу­ба, три биб­ли­о­те­ки, ки­но­ус­та­нов­ку и му­зей. СКК име­ет свой ус­тав, по­ло­же­ние, кол­лек­тив­ный до­го­вор. Зак­лю­чен до­го­вор с ЦРБ на ока­за­ние ме­то­ди­чес­кой и прак­ти­чес­кой по­мо­щи.5 По­доб­ные комп­лек­сы соз­да­ва­лись и позд­нее, так, в 1998 го­ду ор­га­ни­зо­ва­но му­ни­ци­паль­ное уч­реж­де­ние куль­ту­ры и спор­та «Куль­тур­но-спор­тив­ный комп­лекс г. Све­то­го­рс­ка» (МУ КСК). Цент­раль­ная го­ро­дс­кая биб­ли­о­те­ка Све­то­го­рс­ка яв­ля­ет­ся струк­тур­ным под­раз­де­ле­ни­ем МУ КСК, но по­дот­чет­на в сво­ей де­я­тель­нос­ти ад­ми­ни­ст­ра­ции МО. Биб­ли­о­те­ка со­дер­жит­ся за счет му­ни­ци­паль­но­го бюд­же­та, в ко­то­ром пре­дус­мот­ре­на от­дель­ная стро­ка на ее фи­нан­си­ро­ва­ние; она са­мос­то­я­тель­но расп­ре­де­ля­ет це­ле­вые бюд­жет­ные сред­ства в со­от­ве­т­ствии со сме­той. За­ра­бо­тан­ные до­пол­ни­тель­ные сред­ства пос­ту­па­ют в фонд раз­ви­тия биб­ли­о­те­ки и ис­поль­зу­ют­ся толь­ко на ее нуж­ды. Очень важ­ным пунк­том в «По­ло­же­нии о го­ро­дс­кой биб­ли­о­те­ке (струк­тур­ном под­раз­де­ле­нии МУ КСК)» яв­ля­ет­ся пре­дос­тав­ле­ние пра­ва са­мос­то­я­тель­но­го вы­хо­да биб­ли­о­те­ки из сос­та­ва КСК в слу­чае не­це­ле­со­об­раз­нос­ти или не­воз­мож­нос­ти пре­бы­ва­ния в его сос­та­ве.
К со­жа­ле­нию, не всег­да объ­е­ди­не­ние биб­ли­о­те­ки, в том чис­ле, сельс­кой или детс­кой с клуб­ным уч­реж­де­ни­ем бы­ва­ет бла­гоп­ри­ят­ным для пер­вой, а нап­ро­тив, вы­зы­ва­ет ухуд­ше­ние ее по­ло­же­ния, так как фи­нан­со­вые и ма­те­ри­аль­ные сред­ства, и да­же став­ка биб­ли­о­те­ка­ря «пе­ре­те­ка­ют» в рас­по­ря­же­ние клу­ба.
Сеть об­ще­дос­туп­ных му­ни­ци­паль­ных биб­ли­о­тек всту­пи­ла на этап оче­ред­ных из­ме­не­ний, как это бы­ло уже не раз в их ис­то­рии. Изу­че­ние сов­ре­мен­ной си­ту­а­ции в биб­ли­о­теч­ном де­ле субъ­ек­тов РФ со всей оче­вид­ностью по­ка­зы­ва­ет, что сеть биб­ли­о­тек про­дол­жа­ет сок­ра­щать­ся за счет лик­ви­да­ции ма­ло­мощ­ных сельс­ких биб­ли­о­тек, ук­руп­не­ния биб­ли­о­тек пу­тем их объ­е­ди­не­ния, как внут­ри ЦБС, так и с биб­ли­о­те­ка­ми дру­гих ве­домств. Это впол­не за­ко­но­мер­но вви­ду не­об­хо­ди­мос­ти эко­но­мии и ра­ци­о­наль­но­го ис­поль­зо­ва­ния бюд­жет­ных средств, ко­то­рые, как прог­но­зи­ру­ет­ся в рам­ках фи­нан­со­вой ре­фор­мы, в бу­ду­щем ста­нут вы­де­лять­ся не на со­дер­жа­ние се­ти КПУ, а на ис­пол­не­ние ими го­су­да­р­ствен­но­го или му­ни­ци­паль­но­го за­ка­за.
По­э­то­му не иск­лю­ча­ет­ся опас­ность не­о­бос­но­ван­но боль­шо­го сок­ра­ще­ния биб­ли­о­теч­ной се­ти, что мо­жет про­и­зой­ти без ре­гу­ли­ро­ва­ния это­го про­цес­са го­су­да­р­ством. Сред­ством сдер­жи­ва­ния и пре­о­до­ле­ния не­га­тив­ных для биб­ли­о­тек тен­ден­ций, на наш взгляд, долж­ны быть уза­ко­нен­ные се­те­вые нор­ма­ти­вы, ко­то­рые це­ле­со­об­раз­нее раз­ра­ба­ты­вать и ут­ве­рж­дать на уров­не субъ­ек­тов РФ, что поз­во­лит во мно­гом из­бе­жать их дек­ла­ра­тив­нос­ти и не­о­бя­за­тель­нос­ти. На­ли­чие со­от­ве­т­ству­ю­щих нор­ма­тив­но-пра­во­вых до­ку­мен­тов поз­во­лит оп­ти­ми­зи­ро­вать сеть биб­ли­о­тек на му­ни­ци­паль­ном уров­не, соз­дать ее при­ем­ле­мые ор­га­ни­за­ци­он­ные фор­мы. Так, се­год­ня оче­вид­но, что про­ве­де­ние лю­бых су­ще­ст­вен­ных из­ме­не­ний в тра­ди­ци­он­ных ЦБС, соз­да­ние но­вых форм тре­бу­ет не толь­ко боль­ших уси­лий, но и вес­ких ос­но­ва­ний, осо­бен­но в ус­ло­ви­ях МС. Для это­го тре­бу­ет­ся пря­мое во­ле­изъ­яв­ле­ние на­се­ле­ния МО, за­ин­те­ре­со­ван­но­го в про­ве­де­нии пре­об­ра­зо­ва­ний в му­ни­ци­паль­ных биб­ли­о­те­ках. Толь­ко в ре­зуль­та­те со­е­ди­не­ния фор­ми­ру­ю­щих­ся объ­ек­тив­ных пот­реб­нос­тей жи­те­лей, про­фес­си­о­наль­но­го ви­де­ния и го­тов­нос­ти к пе­ре­ме­нам са­мих биб­ли­о­теч­ных ра­бот­ни­ков мож­но бу­дет соз­дать же­ла­е­мую ор­га­ни­за­ци­он­ную фор­му биб­ли­о­те­ки.

Марина Николаевна Тищенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

1 Об об­щих прин­ци­пах мест­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния в Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции: фе­де­раль­ный за­кон; при­нят Гос. Ду­мой 16 окт. 2003 г. // Рос­сийс­кая га­зе­та. — 2003. — 18 окт. — С. 1—6; О вне­се­нии из­ме­не­ний в за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции и приз­на­нии ут­ра­тив­ши­ми си­лу не­ко­то­рых за­ко­но­да­тель­ных ак­тов Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции в свя­зи с при­ня­ти­ем Фе­де­раль­ных За­ко­нов «О вне­се­нии из­ме­не­ний и до­пол­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон «Об об­щих прин­ци­пах за­ко­но­да­тель­ных (предс­та­ви­тель­ных) и ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов го­су­да­р­ствен­ной влас­ти субъ­ек­тов Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции» и «Об об­щих прин­ци­пах ор­га­ни­за­ции мест­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния в Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции»: фе­де­раль­ный за­кон 122-ФЗ от 22 ав­гус­та 2004 г. // Рос­сийс­кая га­зе­та. — 2004. — 31 ав­гус­та; О вне­се­нии из­ме­не­ний в за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции в свя­зи с рас­ши­ре­ни­ем пол­но­мо­чий ор­га­нов го­су­да­р­ствен­ной влас­ти субъ­ек­тов Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции по пред­ме­там сов­ме­ст­но­го ве­де­ния Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции и субъ­ек­тов Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции, а так­же с рас­ши­ре­ни­ем пе­реч­ня воп­ро­сов мест­но­го зна­че­ния му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний»: фе­де­раль­ный за­кон от 29.12.2004 № 199-ФЗ // Рос­сийс­кая га­зе­та. — 2004. — 30 дек.
2 О мест­ном са­мо­уп­рав­ле­нии в Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции: за­кон РФ от 6 ию­ня 1991 г. // Ве­до­мос­ти Съ­ез­да на­род­ных де­пу­та­тов РСФСР и Вер­хов­но­го Со­ве­та РСФСР. — 1991. — № 29. — Ст. 1010
3 Сер­ге­ева, Е. Е. Что по­ка­зал опыт де­це­нт­ра­ли­за­ции район­ной биб­ли­о­теч­ной се­ти / Е. Е. Сер­ге­ева // Биб­ли­о­те­ко­ве­де­ние. — 1995. — № 4/5. — С. 107—114
4 Док­лад о де­я­тель­нос­ти биб­ли­о­тек Ал­тайс­ко­го края в 2003 го­ду / Ко­ми­тет адм. Алт. края по куль­ту­ре и ту­риз­му, Алт. кра­ев. уни­верс. на­уч. б-ка им. В. Я. Шиш­ко­ва, Алт. библ. о-во // Сост. Л. А. Мед­ве­де­ва и др. — Бар­на­ул, 2004. — 128 с.
5 Пет­ро­ва, Л. А. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная ре­фор­ма и сельс­кая биб­ли­о­те­ка / Л. А. Пет­ро­ва // Спра­воч­ник ру­ко­во­ди­те­ля уч­реж­де­ния куль­ту­ры. — 2004. — № 10. — С. 18—23.
6 Ма­ни­ло­ва, Т. Л. Сов­ре­мен­ные проб­ле­мы ор­га­ни­за­ции се­ти му­ни­ци­паль­ных биб­ли­о­тек / Т. Л. Ма­ни­ло­ва // Мир биб­ли­о­тек се­год­ня: на­уч.- ин­форм. сб. — М., 1997. — Вып. 1. — С. 43—50
7 Кар­та­шов, Н. С. Ре­ги­о­наль­ная биб­ли­о­теч­ная по­ли­ти­ка — важ­ный эле­мент сов­ре­мен­ной сис­те­мы уп­рав­ле­ния /Н. С. Кар­та­шов // Биб­ли­о­те­ко­ве­де­ние. — 2000. — № 6. — С. 31—39.
8 Ма­ни­ло­ва, Т. Л. Мест­ное са­мо­уп­рав­ле­ние и его воз­мож­нос­ти для ор­га­ни­за­ции биб­ли­о­теч­ных се­тей / Т. Л. Ма­ни­ло­ва // Биб­ли­о­те­ка и ре­ги­он: на­уч.-реф. сб. — М., 1995. — Вып. 1. — С. 85—94.