Почему дети хотят разучиться читать и все-таки читают? Опыт понимания и удивления

Ленинградская областная детская библиотека ведет региональную Программу «КНИГИ ДЕТСТВА» для детей и взрослых, где подскажут, как слушать и слышать читающих сына и дочку, ведь детская литература — территория свободы ребенка.
Наб­лю­да­ли ли вы ког­да-ни­будь, как и из че­го де­ти констру­и­ру­ют мир предс­то­я­ще­го чте­ния? Сна­ча­ла ре­бе­нок вы­би­ра­ет со­бы­тия вок­руг, ему не­об­хо­дим ди­а­лог, что­бы подт­вер­дить се­бя. Чем глуб­же предс­тав­ле­ния ре­бен­ка о се­бе, тем ин­те­рес­нее ему его собствен­ное «Я», тем сво­бод­нее он в пос­ти­же­нии ино­го — но­во­го. Бес­страш­но ори­ен­ти­ру­ясь в ланд­шаф­те по­ис­ка, он изоб­ре­та­ет свои спо­со­бы уз­на­ва­ния кни­ги для отк­ры­тий, же­ла­е­мых чи­та­тельс­ких впе­чат­ле­ний. Да­же плас­ти­ка про­яв­ля­ет ритм внут­рен­не­го дви­же­ния. Путь к сво­ей кни­ге, прик­лю­че­ние ее вы­бо­ра, изв­ле­че­ние собствен­ных смыс­лов, их ко­ди­ро­ва­ние в от­но­ше­нии к ге­ро­ям, рож­де­ние идей, грез, ожи­да­ний от ре­аль­нос­ти то ус­коль­за­ю­щей, то пу­га­ю­щей, то вос­хи­ща­ю­щей — все это и мно­гое дру­гое соз­да­ет мир чте­ния. Детс­кое чте­ние — сфе­ра де­я­тель­нос­ти ре­бен­ка, где все его воз­мож­нос­ти и масш­та­бы про­яв­ля­ют­ся то в гар­мо­нии, то в ха­о­се. Ре­бе­нок каж­дый раз ока­зы­ва­ет­ся у собствен­ных на­чал, пог­ру­жа­ясь в ти­ши­ну, ко­то­рая мо­жет быть оз­ву­че­на толь­ко им са­мим. Че­ло­век за­но­во, на­е­ди­не тво­рит мир кни­ги, из не­мо­ты рож­да­ет ди­а­лог с са­мим со­бой. Та­ин­ство чте­ния обус­лов­ле­но при­ро­дой детс­кой ду­ши. Про­ис­хож­де­ние детс­ко­го чте­ния тол­ку­ет­ся на­ми, взрос­лы­ми, праг­ма­тич­но. Чи­та­ет, по­то­му что на­у­чил­ся, вос­пи­тан, об­ра­зо­ван, спо­со­бен. Чи­та­ет хо­ро­шо, не чи­та­ет — пло­хо. По­че­му? По­че­му, вдруг (?) ис­пы­ты­ва­ет отв­ра­ще­ние, не­у­до­воль­ствие, ис­пуг, ску­ку.
У С. Коз­ло­ва1 есть сказ­ка «Не уле­тай, пой, пти­ца!». За­яц ре­шил на­у­чить По­ро­сен­ка ве­се­лить­ся в «ве­сен­нем ле­су, на­би­том солн­цем и пти­ца­ми». По­ро­сен­ку все не уда­ва­лось, по-за­ячьи, пры­гать и ве­се­лить­ся, от­тал­ки­ва­ясь дву­мя но­га­ми сра­зу. Он вдруг ус­лы­шал пес­ню, «ему ка­за­лось, что он сам — воль­ная пти­ца, ле­тит вы­со­ко над зем­лей и ма­шет лег­ки­ми крыль­я­ми». Чте­ние соп­ря­же­но в детстве и от­ро­че­ст­ве с внут­рен­ни­ми, уни­каль­ны­ми со­бы­ти­я­ми, име­ет глу­бо­кую мо­ти­ва­цию, не под­да­ет­ся внеш­не­му уп­рав­ле­нию, ма­ни­пу­ли­ро­ва­нию. Слу­шать и слы­шать чи­та­ю­ще­го ре­бен­ка — спо­соб­ность и же­ла­ние вес­ти ди­а­лог, по­ни­мая, что на­ши ре­цеп­ты, «от­тал­ки­вать­ся дву­мя но­га­ми сра­зу», не сов­па­да­ют с детс­ким счасть­ем и нес­часть­ем чте­ния.
Ма­ма де­вя­ти­лет­ней Юли ус­та­ла. Де­воч­ка от­ка­зы­ва­ет­ся чи­тать. А в шко­ле не­об­хо­ди­мо это де­лать хо­ро­шо и быст­ро. Вмес­те с Юлей рас­смат­ри­ва­ем кни­ги, ко­то­рые она не бу­дет чи­тать, де­воч­ка с удо­воль­стви­ем смот­рит, как они ук­ла­ды­ва­ют­ся об­лож­кой вниз, иг­ра та­кая. Вни­ма­тель­но слу­ша­ет, про каж­дую книж­ку, стоп­ка книг рас­тет… Что же про­и­зош­ло и ста­ло при­чи­ной дерз­ко­го от­ка­за? Ока­зы­ва­ет­ся, не­же­ла­ние чи­тать — оби­да, про­тест и рас­те­рян­ность. Из семьи ушел па­па, ко­то­рый час­то чи­тал для нее по ве­че­рам. Аме­ри­ка­нс­кие уче­ные об­на­ру­жи­ли, что труд­нос­ти с чте­ни­ем ис­пы­ты­ва­ют де­ти с на­ру­ше­ни­ем функ­ций моз­жеч­ка. Тре­ни­ров­ки ко­ор­ди­на­ции дви­же­ний возв­ра­ща­ют ре­бен­ку же­ла­ние и спо­соб­ность встре­чи с книж­ны­ми текс­та­ми.
Ме­та­фи­зи­чес­кая и фи­зи­чес­кая при­ро­да детс­ко­го чте­ния ес­те­ст­вен­на и не тер­пит на­си­лия, но нуж­да­ет­ся в под­де­рж­ке. В са­мом ран­нем детстве, ду­ша ре­бен­ка раз­ви­ва­ет­ся на­шей речью, под ее пок­ро­вом «ди­тя жи­вет в прек­рас­ном ми­ре, оду­хот­во­рен­ном его фан­та­зи­ей».2 К 5—6 го­дам де­ти в сво­ем сло­ве вы­ра­жа­ют мир, яв­лен­ный им в сво­бо­де поз­на­ния и пе­ре­жи­ва­ния. Сло­во ре­бе­нок про­бу­ет на вкус, на цвет, на за­пах. До­ве­рие к сло­ву вдох­нов­ля­ет, по­то­му что сло­во — спо­соб ми­рот­во­ре­ния. В 8—9 лет сло­во об­ре­та­ет но­вое зна­че­ние, им ре­бе­нок приб­ли­жа­ет к се­бе, ус­коль­за­ю­щий, ме­ня­ю­щий­ся мир. Сло­во ста­но­вит­ся са­мым дос­туп­ным и не­за­ме­ни­мым сред­ством вы­ра­же­ния собствен­но­го по­ни­ма­ния то­го, что про­ис­хо­дит вок­руг. Уз­на­ва­ние се­бя в дру­гом — ге­ро­и­чес­кий пе­ри­од от­ро­че­ст­ва. Сло­во в 12—13 лет — воз­мож­ность про­яв­ле­ния собствен­но­го «Я», инстру­мент про­ек­ти­ро­ва­ния бу­ду­ще­го. На всех важ­ней­ших эта­пах раз­ви­тия на­ши де­ти об­ре­та­ют сло­во, в чте­нии же ис­пы­ты­ва­ют его, соз­да­вая ре­зо­на­нс­ную сре­ду, ко­то­рая поз­во­ля­ет ему, на­ко­нец-то, слы­шать се­бя. Есть ли у сов­ре­мен­но­го ре­бен­ка сво­бод­ное прост­ра­н­ство, где бы он мог ус­лы­шать се­бя го­во­ря­ще­го? Имен­но стрем­ле­ние и спо­соб­ность — слы­шать се­бя — яв­ля­ет­ся ос­но­вой же­ла­ния чи­тать. «За­чем мне чи­тать?» От­ве­та на этот воп­рос ре­бе­нок и под­рос­ток не мо­жет по­лу­чить по подс­каз­ке, толь­ко че­рез собствен­ный по­иск, же­ла­ние, вос­торг и вдох­но­ве­ние.
С 2001 го­да Ле­ни­нг­ра­дс­кая об­ла­ст­ная детс­кая биб­ли­о­те­ка (ЛОДБ) вмес­те с детс­ки­ми биб­ли­о­те­ка­ми Ле­ни­нг­ра­дс­кой об­лас­ти ве­дет Прог­рам­му «КНИ­ГИ ДЕТСТВА».3
Дол­гос­роч­ная ре­ги­о­наль­ная прог­рам­ма для де­тей и взрос­лых име­ет сле­ду­ю­щие це­ли: предс­тав­ля­ет но­вых чи­та­те­лей для тех, кто соз­да­ет и из­да­ет сов­ре­мен­ную детс­кую кни­гу. Но­вое по­ко­ле­ние чи­та­те­лей уз­на­ет ле­ни­нг­ра­д-
с­ких-пе­тер­бу­р­гских детс­ких пи­са­те­лей. Прог­рам­ма объ­е­ди­ня­ет взрос­лых и де­тей в твор­че­ст­ве чте­ния и пе­ре­чи­ты­ва­ния книг ХХ и XXI ве­ка. Прог­рам­ма отк­ры­ва­ет детс­ких пи­са­те­лей и юных чи­та­те­лей друг дру­гу. Глав­ные со­бы­тия для всех участ­ни­ков Прог­рам­мы — встре­чи пи­са­те­лей с деть­ми Ле­ни­нг­ра­дс­кой об­лас­ти. Прог­рам­ма объ­е­ди­ня­ет взрос­лых вок­руг дет-
с­кой биб­ли­о­те­ки для действия по за­щи­те пра­ва сов­ре­мен­но­го ре­бен­ка на дос­туп к но­вой дет-
с­кой кни­ге. Что яв­ля­ет­ся ос­но­вой раз­ви­тия Прог­рам­мы? Из­ме­не­ние мо­ти­вов учас­тия в ней юных чи­та­те­лей. Ос­нов­ной — уз­на­ва­ние но­во­го о се­бе.
Детс­кие уро­ки проч­те­ния кни­ги яв­ля­ют­ся вы­зо­вом в оцен­ке на­ше­го со­от­ве­т­ствия чи­та­тельс­кой си­ту­а­ции, ко­то­рую пе­ре­жи­ва­ет сов­ре­мен­ный ре­бе­нок. От­но­ше­ние в детстве к про­чи­тан­но­му — не­об­хо­ди­мая внут­рен­няя ис­то­рия, она не долж­на на­вя­зы­вать­ся изв­не. Ес­те­ст­вен­ное раз­ви­тие са­мо­го ре­бен­ка, его уни­каль­ной ис­то­рии — стрем­ле­ние са­мо­му соз­да­вать со­бы­тие в куль­ту­ре. Он нуж­да­ет­ся при этом в отк­ры­том, плас­тич­ном прост­ра­н­стве по­ни­ма­ния и при­ня­тия. Детс­кая ли­те­ра­ту­ра — тер­ри­то­рия сво­бо­ды ре­бен­ка. Мы, взрос­лые, спо­соб­ны вес­ти ди­а­лог на рав­ных, при­ни­мая про­чи­тан­ное ре­бен­ком в сис­те­ме цен­нос­тей детс­кой жиз­ни?
«Как бы я пос­ту­пи­ла, ока­зав­шись на мес­те книж­но­го ге­роя? Изу­чать се­бя с по­мощью кни­ги — это очень ув­ле­ка­тель­но!» Ук­ра­и­нец Вик­то­рия, 14 лет.
«Я меч­таю, чтоб ле­тать в об­ла­ках и ви­деть все-все, прив­се, ви­деть и знать». Ав­гус­та, 9 лет.
Нам бы хо­те­лось предс­та­вить детс­кие ис­то­рии от­но­ше­ния к про­чи­тан­но­му.4 Мы име­ем воз­мож­ность че­рез сло­во, об­раз, ин­то­на­ции, смысл, убе­дить­ся на ка­ком уров­не ин­те­рп­ре­та­ции про­чи­тан­но­го рож­да­ет­ся по­ни­ма­ние се­бя. Ост­рей­шая дис­кус­сия о проб­ле­мах меж­ду по­ко­ле­ни­я­ми в сов­ре­мен­ной куль­ту­ре, о сос­то­я­нии ли­те­ра­тур­но­го об­ра­зо­ва­ния в шко­ле, о но­вом эта­пе ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са и но­вом по­ко­ле­нии чи­та­те­лей, о при­ро­де сов­ре­мен­но­го не­чи­та­те­ля, о жиз­ни кни­ги и от­но­ше­нии к ли­те­ра­тур­но­му текс­ту в элект­рон­ной куль­ту­ре нуж­да­ет­ся в но­вых ар­гу­мен­тах.
«Моя лю­би­мая кни­га три­ло­гия “Влас­те­лин ко­лец”. Лю­би­мый ге­рой — Гор­лум. Он был пой­ман во власть коль­ца, и она его по­ко­ри­ла. Но он бо­рет­ся. С по­мощью Фро­до он вспо­ми­на­ет, кем он был рань­ше. Он на по­ло­ви­ну от­ри­ца­тель­ный ге­рой, но он не ви­но­ват, его по­ко­ри­ло коль­цо. Мне его очень жал­ко, и по­э­то­му мои пе­ре­жи­ва­ния прев­ра­ща­ют­ся в по­ло­жи­тель­ные эмо­ции». Еле­на, 8-й класс, 14 лет.
«Не­дав­но я про­чи­та­ла очень ин­те­рес­ную кни­гу — “Ме­ри Поп­пинс”. Я чи­та­ла эту кни­гу мно­го раз, и она ста­ла мо­ей лю­би­мой кни­гой. Ес­ли вам Ме­ри сна­ча­ла по­ка­жет­ся слиш­ком стро­гой — не пу­гай­тесь. Ведь ес­ли бы она бы­ла толь­ко стро­гой, ее вряд ли лю­би­ли бы эти ве­се­лые озор­ни­ки Джейн и Бенкс». Про­ку­ди­на Али­на, Все­во­ло­жс­кая шко­ла № 2, 4а класс.
«Мой лю­би­мый ге­рой — Тать­я­на Грот­тер. Я люб­лю фан­тас­ти­ку, а в се­рии этих книг ре­аль­ность пе­ре­ме­ши­ва­ет­ся с не­ре­аль­ностью. Та­ня Грот­тер, де­воч­ка, про­шед­шая все ис­пы­та­ния, что­бы стать нас­то­я­щим ма­гом. В ее ха­рак­те­ре со­че­та­ет­ся му­же­ст­во, сме­лость, ре­ши­мость, но и оба­я­тель­ность, доб­ро­та, кра­со­та (ду­шев­ная). Хо­чу, что­бы все лю­би­те­ли фан­тас­ти­ки про­чи­та­ли эту се­рию книг, так как че­ло­век с проч­те­ни­ем этих книг повз­рос­ле­ет ду­хов­но». К. М., 13 лет.
«Я бы по­со­ве­то­вал всем по­чи­тать кни­гу Сэ­ли­нд­же­ра “Над про­пастью во ржи”. Она мне очень пон­ра­ви­лась. В по­вес­ти “Над про­пастью во ржи” рас­ска­зы­ва­ет­ся, прак­ти­чес­ки, про мо­е­го ро­вес­ни­ка. Я со­ве­тую ее всем про­чи­тать». К., 13 лет.
«Мне очень нра­вит­ся кни­га “Шля­па вол­шеб­ни­ка”, по­то­му что в ней мно­го ин­те­рес­ных рас­ска­зов. Мне так они нра­вят­ся, они под­ни­ма­ют мне наст­ро­е­ние. А еще там есть вол­шеб­ная шля­па все-та­ки!» Го­род­ни­чи­на Нас­тя, Все­во­ло­жс­кая шко­ла № 2, 2-й класс.
«Мне очень пон­ра­ви­лась кни­га “Мум­ми-тролль и ко­ме­та”. Мум­ми-тролль — смеш­ной, лю­бит пу­те­ше­ст­во­вать, уди­ви­тель­ный, доб­рый зве­рек. Я уви­де­ла эту кни­гу, и мне за­хо­те­лось ее всю про­чи­тать, нес­мот­ря на то, что она очень боль­шая. Еще мне пон­ра­ви­лась кни­га А. Линдгрен “Пеп­пи — Длин­ный­ чу­лок”, по­то­му что Пеп­пи за­бав­ная, с ней и ее друзь­я­ми про­ис­хо­дят не­ве­ро­ят­ные со­бы­тия. Еще мне пон­ра­вил­ся Карл­сон, по­то­му что Карл­сон впу­ты­ва­ет Ма­лы­ша в раз­ные неп­ри­ят­нос­ти. Он ве­се­лый муж­чи­на в расц­ве­те сил». Яков­ле­ва Та­ня, Все­во­ло­жс­кая шко­ла № 2, 2-й класс.
«Есть нес­коль­ко книг, про­чи­тан­ные не­дав­но, ко­то­рые я бы хо­тел от­ме­тить. Во-пер­вых, Ник Пе­ру­мов “Бит­ва Бо­гов” — кни­га в сти­ле “экшн”. Кни­га зах­ва­ты­ва­ет сво­ей ка­лей­дос­ко­пи­чес­кой сме­ной действия. А так­же П. Ко­эльо и А. Пе­рес-Ре­вер­та. А чи­тать не на­до скуч­ные кни­ги!!! Кни­ги, в ко­то­рых лиш­нее опи­са­ние ме­ша­ет по­ни­ма­нию ос­нов­ной мыс­ли». (Без под­пи­си.)
«Ес­ли бы я ра­бо­та­ла в биб­ли­о­те­ке, то всем бы со­ве­то­ва­ла чи­тать кни­ги Ма­рии Се­ме­но­вой. Осо­бен­но про Вол­ко­да­ва. Всю се­рию, по­то­му что глав­ный ге­рой всех книг — Вол­ко­дав — за­ме­ча­тель­ный че­ло­век. Он храб­рый, силь­ный, ум­ный, бес­страш­ный, очень вы­нос­ли­вый. Он да­же ни­ког­да не оби­жал­ся и не мстил за свои оби­ды, но не про­щал, ког­да оби­жа­ют дру­гих. Он за­щи­щал их в че­ло­ве­чес­ком об­ра­зе и в об­ра­зе Се­ро­го Пса. Он очень до­ро­жил друж­бой. Про се­бя он ни­ког­да не ду­мал, толь­ко о тех, кто ему до­рог. Ра­ди до­ро­гих лю­дей он был го­тов от­дать свою жизнь. И еще очень ин­те­рес­но, как жи­ли эти лю­ди и что для них бы­ло глав­ным. Они не лю­би­ли пре­да­те­лей и тру­сов, вся­ких не­го­дя­ев. И еще все ге­рои как-то ма­ло раз­го­ва­ри­ва­ют, но за­то мно­го ду­ма­ют. Это­го в сов­ре­мен­ных кни­гах нет. Я бы всем чи­та­те­лям рас­ска­за­ла про эти кни­ги. Я да­же сво­ей под­ру­ге го­во­ри­ла о Вол­ко­да­ве. А па­па ска­зал: “На­ко­нец-то, нас­то­я­щий му­жик в до­ме по­я­вил­ся”». На­деж­да, Все­во­ло­жс­кая шко­ла № 1.
«Я очень люб­лю хо­дить в биб­ли­о­те­ку. Мне очень нра­вят­ся кни­ги Ар­ка­дия Гай­да­ра, нап­ри­мер, “Чук и Гек”, ро­ма­ны Дж. К. Ро­линг, где глав­ный ге­рой Гар­ри Пот­тер, Юрия Оле­ши “Три Толс­тя­ка”. Боль­ше все­го мне за­пом­нил­ся ро­ман Дж. К. Ро­линг “Фи­ло­со­фс­кий ка­мень”. Там рас­ска­зы­ва­ет­ся о маль­чи­ке, у ко­то­ро­го не бы­ло ро­ди­те­лей… Но, од­наж­ды, при­е­хал чу­дес­ный че­ло­век и рас­ска­зал, что у не­го бы­ли ро­ди­те­ли, а его фа­ми­лия — Пот­тер… Ког­да я на­ча­ла чи­тать этот ро­ман, мне бы­ло очень жал­ко Гар­ри Пот­те­ра, по­то­му что у не­го не бы­ло ро­ди­те­лей, и он был си­ро­той. Но, ког­да он пос­ту­пил в школу вол­шеб­ни­ков, мое мне­ние из­ме­ни­лось — я ста­ла за не­го. У Гар­ри бы­ли хо­ро­шие друзья: Рон и Гер­ми­о­на, а так­же Хаг­рид, ко­то­рый во всем ему по­мо­гал. Это са­мая луч­шая кни­га, из ко­то­рых я чи­тал». Ба­бо­ши­на Али­на, 7а класс, школа № 1.
«Я не очень люб­лю чи­тать ли­те­ра­ту­ру, ко­то­рую про­хо­дят в шко­ле, по­то­му что в школь­ной прог­рам­ме ма­ло про­хо­дят фан­тас­ти­ку, а имен­но та­кие кни­ги мне нра­вят­ся. Еще я ре­ко­мен­дую про­чи­тать кни­ги Род­же­ра Же­ляз­ны. Это очень ин­те­рес­ные кни­ги». В., 13 лет.
«Ког­да я про­чи­тал пер­вую кни­гу Кла­у­са Ха­ге­рю­па “Мар­кус и Ди­а­на”, то по­нял, что та­ких книг я еще ни­ког­да не чи­тал. Эту не­о­бык­но­вен­но смеш­ную и ин­те­рес­ную кни­гу я про­чи­тал за нес­коль­ко ча­сов. Я не удив­лен, что эта кни­га пе­ре­ве­де­на на 12 язы­ков и удос­то­е­на мно­же­ст­ва наг­рад. Но ког­да бы­ла мной про­чи­та­на сле­ду­ю­щая кни­га это­го пи­са­те­ля “Мар­кус и де­воч­ки”, я по­нял, что Кла­ус Ха­ге­рюп СА­МЫЙ луч­ший во всем ми­ре сов­ре­мен­ный пи­са­тель! Сю­жет — зах­ва­ты­ва­ю­щий и ув­ле­ка­тель­ный. К со­жа­ле­нию, очень ма­ло из­да­ет­ся сов­ре­мен­ной за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры, го­во­ря­щей о под­ро­ст­ко­вых проб­ле­мах. Это и вза­и­мо­от­но­ше­ния меж­ду друзь­я­ми, маль­чи­ка­ми и де­воч­ка­ми, деть­ми и ро­ди­те­ля­ми. По­со­ве­то­вал бы поз­на­ко­мить­ся с твор­че­ст­вом Кла­у­са Ха­ге­рю­па всем, кто лю­бит чи­тать. Эти кни­ги сто­ят это­го!» Алек­сей, 13 лет.
«“Воз­душ­ные пи­ра­ты” — са­мые ин­те­рес­ные и зах­ва­ты­ва­ю­щие кни­ги, ко­то­рые я про­чи­тал за свою жизнь! Эти кни­ги поз­во­ля­ют: и пе­ре­жи­вать, и рас­стра­и­вать­ся, и ра­до­вать­ся за глав­но­го ге­роя Пру­ти­ка. Отк­рыв пер­вую кни­гу По­ла Стю­ар­та, “За тем­ны­ми ле­са­ми”, я про­ва­лил­ся в ска­зоч­ный мир трол­лей, гоб­ли­нов, ду­ше­губ­цев, Толс­то­ла­пов, эль­фов и лю­дей. Все из кни­ги мне пон­ра­ви­лось по-осо­бо­му: Об­лач­ный волк — неп­рек­лон­ностью и му­же­ст­вом, пти­ца-По­мо­гарь — муд­ростью и лю­бовью, Толс­то­лап — пре­дан­ностью. А Пру­тик об­ла­дал все­ми эти­ми ка­че­ст­ва­ми. Пру­тик дол­го блуж­дал по ле­сам и на­у­чил­ся вся­ким пре­муд­рос­тям. Преж­де чем по­пасть на ко­рабль воз­душ­ных пи­ра­тов, Пру­тик сра­жал­ся за свою жизнь. Он да­же встре­тил­ся с Хрумх­ри­сом, са­мым опас­ным су­ще­ст­вом в их ми­ре. Храб­рость маль­чи­ка не зна­ла гра­ниц, и по­э­то­му пти­ца-По­мо­гарь спас­ла ему жизнь. И в пря­мом смыс­ле сбро­си­ла Пру­ти­ка на го­ло­ву пи­ра­там. Что им ос­та­ва­лось де­лать, как не взять его с со­бой на “Гро­мо­бой”. Кни­га про­из­ве­ла на ме­ня боль­шое впе­чат­ле­ние. Я с не­тер­пе­ни­ем жду проч­те­ния дру­гих книг “Гро­мо­бой”, “Пол­ночь над Сан­таф­рак­сом”». Де­нис Еф­ре­мов.
«Я дав­но за­ме­ти­ла на стен­де в биб­ли­о­те­ке эту кни­гу. Очень люб­лю ко­шек и ни­как не мог­ла прой­ти ми­мо та­ких глаз. По­то­му ре­ши­ла уз­нать, мож­но ли кни­гу по­чи­тать. Книж­ка прев­зош­ла все мои ожи­да­ния. Я пол­но­чи не мог­ла ус­нуть по­то­му, что вспо­ми­на­ла гла­за это­го ко­та. Вско­ре я не вы­дер­жа­ла и взя­ла кни­гу. И чуть не зак­ри­ча­ла. Над­пись “Вард­жак Лап” све­ти­лась и, блед­но-зе­ле­ным ко­шачь­им ог­нем, го­ре­ли гла­за.
Са­ма ис­то­рия мне то­же пон­ра­ви­лась. Нем­нож­ко фан­тас­ти­чес­кая, нем­нож­ко прав­ди­вая. Я да­же пе­ре­чи­та­ла кни­гу еще раз и с тру­дом дож­да­лась, ког­да при­дет сест­ра, что­бы рас­ска­зать ей о кни­ге».
Лав­ро­ва Ма­ша, 12 лет.
«Мои лю­би­мые пи­са­те­ли: Бул­га­ков и Бе­ля­ев. Я очень люб­лю фан­тас­ти­ку. Мой ге­рой — это Ша­рик из про­из­ве­де­ния “Со­бачье серд­це” Бул­га­ко­ва. И мне очень нра­вит­ся про­из­ве­де­ние “Го­ло­ва про­фес­со­ра До­у­э­ля” Бе­ля­е­ва. Я чи­та­ла это про­из­ве­де­ние, ког­да мне бы­ло 10 лет. Мне оно за­пом­ни­лось на­дол­го. А по­весть Бул­га­ко­ва я про­чи­та­ла в 13 лет». Н. П., 14 лет.
«Ге­рой, ко­то­рый всег­да со мной, мой лю­би­мый ге­рой — это Гар­ри Пот­тер. Этот пер­со­наж — луч­ший для ме­ня, так как в нем про­чи­ты­ва­ет­ся свет, ве­ли­кое пред­наз­на­че­ние в унич­то­же­нии зла, в ли­це Тем­но­го Лор­да. Гар­ри Пот­тер — очень тра­гич­ный ге­рой. Мне ка­жет­ся, что его судь­ба не прос­то судь­ба под­ро­ст­ка, судь­ба че­ло­ве­ка с ис­пы­та­ни­я­ми и труд­нос­тя­ми, ко­то­рые под си­лу не каж­до­му. Этот ге­рой зас­лу­жи­ва­ет ува­же­ния. Мне ка­жет­ся, что в пос­ле­ду­ю­щих кни­гах его ждут еще бо­лее труд­ные ис­пы­та­ния, чем в пре­ды­ду­щих час­тях, и его на­до толь­ко под­дер­жать мыс­лен­но». Оля, 8-й класс, 14 лет.
Нам не­об­хо­ди­мо осоз­нать, как стре­ми­тель­но на­ши де­ти, не спро­сясь, по­ки­да­ют на­вя­зан­ное им прост­ра­н­ство чте­ния, вы­ры­ва­ясь из ус­лов­нос­тей, ко­то­рым мы сле­ду­ем: «Пон­ра­ви­лась ли те­бе эта кни­га?». Ин­те­рес к се­бе про­чи­тав­ше­му, же­ла­ние про­го­во­рить са­мые глав­ные идеи, по­иск вер­ной ин­то­на­ции, стрем­ле­ние най­ти ко­ор­ди­на­ты собствен­но­го прост­ра­н­ства Действие, со­зи­да­ние сло­вом! Каж­дое чи­та­тельс­кое приз­на­ние — соз­да­ние но­вой фор­мы су­ще­ст­во­ва­ния про­чи­тан­но­го, но уже в по­э­ти­ке ска­зан­но­го се­бе и о се­бе. Ду­шев­ный труд че­ло­ве­ка, пог­ру­жен­но­го не в по­ток ин­фор­ма­ции, а тво­ря­ще­го собствен­ную ис­то­рию по­ни­ма­ния, собствен­ный по­ток воп­ро­сов из глу­би­ны чувств, пе­ре­жи­ва­ний или рав­но­ду­шия.
Но­вый этап Кон­кур­са в Прог­рам­ме «Кни­ги Детства» мы раз­ра­бо­та­ли в ал­го­рит­ме воп­ро­сов, ко­то­рые пред­ло­же­ны деть­ми. Де­виз «Я чи­таю!» объ­е­ди­нил их же­ла­ния ком­мен­ти­ро­вать, рас­ска­зы­вать, спра­ши­вать, ут­ве­рж­дать. Итак, в 2005 го­ду, участ­ни­ки Кон­кур­са ве­дут ди­а­лог, вы­пол­няя твор­чес­кие за­да­ния в изб­ран­ном ими рит­ме раз­мыш­ле­ний и идей.
ЗА­ЧЕМ? Уз­на­ешь о се­бе но­вое, ра­до­ст­ное от из­ве­ст­ных пе­тер­бу­р­гских пи­са­те­лей. Те­бя и тво­их дру­зей приг­ла­сят в «мас­тер-клас­сы»: С. Ма­хо­тин, В. Вос­ко­бой­ни­ков, М. Се­ме­но­ва, М. Яс­нов, Е. Му­ра­шо­ва, В. Ронь­шин. За­дашь воп­рос, по­со­ве­ту­ешь­ся, уз­на­ешь о тай­нах на­пи­сан­ных книг.
ПО­ЧЕ­МУ Я? Те­бе нра­вит­ся чи­тать, но ты сом­не­ва­ешь­ся, важ­но ли для тво­их дру­зей ув­ле­че­ние «кни­гог­ло­та­ни­ем». Или на­о­бо­рот — чте­ние — на­ка­за­ние, при­ду­ман­ное взрос­лы­ми, или…
ЧТО БУ­ДЕТ ЕС­ЛИ… Ты ста­нешь участ­ни­ком не­о­бык­но­вен­ных прик­лю­че­ний в книж­ном и элект­рон­ном ми­ре ЛОДБ, вмес­те с пи­са­те­ля­ми и тво­и­ми свер­стни­ка­ми. Ты вдруг пой­мешь, что ра­дость тво­е­го чте­ния раз­де­ля­ют дру­гие.
ПРА­ВИЛЬ­НОЕ РЕ­ШЕ­НИЕ! В ЛОДБ, ку­да те­бя приг­ла­сят, про­и­зой­дут за­ме­ча­тель­ные со­бы­тия. Те­бя на­зы­ва­ют ЛУЧ­ШИМ, всем ин­те­рес­но, как ты ду­ма­ешь, го­во­ришь, чи­та­ешь. Пи­са­те­ли вру­ча­ют ПРИ­ЗЫ, да­рят ав­тог­ра­фы, кни­ги, хва­лят.
ОЧЕНЬ ВАЖ­НО. За­ме­ча­тель­ный пи­са­тель Ра­дий Пет­ро­вич По­го­дин ут­ве­рж­дал: «Что­бы все разг­ля­деть поб­ли­же, на­до ша­гать мед­лен­нее… на боль­шой ско­рос­ти — од­но мель­ка­ние».
СА­МОЕ ГЛАВ­НОЕ. То­бою соз­да­ны твор­чес­кие ра­бо­ты, твои друзья и ты по­да­ри­ли свое чте­ние, мыс­ли, идеи дру­гим. В но­яб­ре в тво­ей детс­кой биб­ли­о­те­ке, бу­дут под­ве­де­ны ито­ги, по­бе­ди­те­лей Кон­кур­са в де­каб­ре ждут на Фес­ти­ва­ле детс­кой ли­те­ра­ту­ры и детс­ко­го чте­ния в ЛОДБ «МЫ ЧИ­ТА­ЕМ!»
Да­рить чте­ние. Де­тям. Не­лов­кий, неп­ри­выч­ный жест для взрос­ло­го, обя­зы­ва­ю­щий про­ни­ца­тель­но от­но­сит­ся к же­ла­ни­ям, соз­да­вать празд­ник, под­дер­жи­вать ра­дость, удо­воль­ствие. Са­мое глав­ное, не­об­хо­ди­мо ос­та­вить обуст­ро­ен­ную ни­шу по­ве­ле­ва­ю­ще­го чте­ни­ем, обес­пе­чи­ва­ю­ще­го чте­ние, по­зи­цию ав­то­ном­нос­ти и конт­ро­ля. По­че­му мы так стре­мим­ся к от­чуж­де­нию от чи­та­ю­ще­го ре­бен­ка? Хо­тим, что­бы это бы­ло его де­лом, но он обя­зан предъ­яв­лять нам ре­зуль­та­ты. Быть мо­жет по­то­му, что же­ла­ние да­рить чте­ние воз­ни­ка­ет слиш­ком позд­но, ког­да ре­бе­нок уже пе­ре­жил мно­же­ст­во не­до­ра­зу­ме­ний, встре­ча­ясь с кни­гой, и хо­чет ра­зу­чить­ся чи­тать.
«Де­ти и взрос­лые вмес­те. В ми­ре детс­ких книг» — идея, ко­то­рая долж­на бы­ла объ­е­ди­нить участ­ни­ков еже­год­ной об­ла­ст­ной Шко­лы Детс­ко­го Чте­ния (ШДЧ)5, отк­ры­той на ба­зе Слан­це­вс­кой детс­кой биб­ли­о­те­ки. Ко­неч­но, бы­ли важ­ны все со­бы­тия в ШДЧ: и круг­лый стол «Детс­кая кни­га и детс­кое чте­ние — сфе­ра ди­а­ло­га?!», и дис­кус­сия «Но­ва ли но­вая детс­кая ли­те­ра­ту­ра?», и проб­лем­но-си­ту­а­тив­ная иг­ра «Взрос­лый с кни­гой в детс­кой жиз­ни: что про­ис­хо­дит на са­мом де­ле?». Но ес­те­ст­вен­но, что глав­ной инт­ри­гой для всех — биб­ли­о­те­ка­рей, ис­сле­до­ва­те­лей, учи­те­лей, пи­са­те­лей — был предс­то­я­щий «Урок проч­те­ния для взрос­лых» — «Отк­рой­те мою кни­гу!!!», где ве­ду­щи­ми пред­по­ла­га­лись де­ти. Сто­ит взгля­нуть на про­ис­хо­див­шее со сто­ро­ны де­тей. Ве­ли «урок» де­ти от 8 до 15 лет. Мы пред­ло­жи­ли де­тям, по их же­ла­нию, выс­ка­зать свое мне­ние. Вот спектр по­зи­ций и оп­по­зи­ций, ко­то­рые отк­ры­ва­ют смысл очень ак­ту­аль­но­го действия: да­рить чте­ние.
«Я хо­тел рас­ска­зать взрос­лым, что фэн­те­зи — это то­же хо­ро­шая кни­га! Этот жанр — сме­ше­ние всех жан­ров: там есть и сти­хи, и сказ­ки, и ро­ман­ти­чес­кие по­вес­ти и про лю­бовь (как в дев­чо­ночь­их ро­ма­нах). На­де­юсь, что я смог убе­дить в этом не­ко­то­рых взрос­лых. Мо­жет, они так го­во­рят, не чи­тая этих книг? Не­ко­то­рые хо­тят на­вя­зать то, что им нра­вит­ся чи­тать. <…> Боль­ше все­го мне пон­ра­вил­ся как раз раз­го­вор и спор о ли­те­ра­ту­ре, ли­те­ра­тур­ных жан­рах, ли­те­ра­тур­ных прист­рас­ти­ях. Это бы­ло очень клас­сно! <…> я хо­тел уз­нать, ка­кие кни­ги нра­вят­ся мо­им свер­стни­кам, и хо­тел про­я­вить се­бя сре­ди взрос­лых. Я хо­тел по­нять, ка­кие они — взрос­лые лю­ди и рас­ска­зать им про се­бя». Иван Стор­чак, 12 лет.
«Я рас­суж­да­ла о том, как ос­та­вать­ся са­мим со­бой по кни­ге “Мар­кус и Ди­а­на”. Я пер­вый раз бе­се­до­ва­ла со взрос­лы­ми и по­э­то­му очень вол­но­ва­лась. Но все-та­ки я ос­та­лась до­воль­на, что все ме­ня вни­ма­тель­но слу­ша­ли и по­ня­ли. Един­ствен­ное, чем я ос­та­лась не­до­воль­на, что взрос­лые не от­ве­ти­ли на мой воп­рос, ко­то­рый я за­да­ла в кон­це сво­е­го рас­ска­за: бы­ла ли у вас в жиз­ни си­ту­а­ция, как у Мар­ку­са и Ди­а­ны, ког­да они вы­да­ва­ли се­бя за дру­гих?» Аня Че­ре­пе­ни­на, 11 лет.
«Мне пон­ра­ви­лось, что взрос­лые спо­ри­ли и от­но­си­лись к нам не по-детс­ки. Ме­ня уди­ви­ло то, с ка­ким рве­ни­ем взрос­лые об­суж­да­ли те­мы детс­ких книг и всту­па­ли в дис­кус­сию с деть­ми. Они бы­ли за­ин­те­ре­со­ва­ны в этом <…>. Я счи­тал се­бя ка­ким-то от­да­лен­ным че­ло­ве­ком, за­ну­дой. Но мне по­ка­за­лось, что на этой встре­че я до­ка­зы­вал всем (и се­бе в том чис­ле) об­рат­ное. Ме­ня уди­ви­ло, как взрос­лые дис­ку­ти­ро­ва­ли меж­ду со­бой, при этом, под­дер­жи­вая бе­се­ду с на­ми так, что по­лу­чи­лась це­лая ор­га­ни­зо­ван­ная (как буд­то от­ре­пе­ти­ро­ван­ная) бе­се­да, кар­ти­на действий». Ро­ман Куз­не­цов, 13 лет.
«Мне этот урок очень пон­ра­вил­ся! Урок проч­те­ния ве­ли де­ти! Все ре­бя­та да­ва­ли очень ин­те­рес­ные за­да­ния. Я за­да­ла воп­рос о кни­ге Стру­гац­ких “Труд­но быть бо­гом”. По­че­му Стру­гац­кие имен­но так наз­ва­ли эту кни­гу? Поч­ти ник­то не знал от­ве­та на этот воп­рос. Я не сом­не­ва­юсь, что каж­дый взрос­лый, при­дя до­мой, взял эту кни­гу и, про­чи­тав ее, мыс­лен­но от­ве­тил на этот воп­рос. Мне ка­жет­ся, что пос­ле уро­ка проч­те­ния взрос­лые по­ня­ли, что то, что они чи­та­ли — не умер­ло. Де­ти, чи­тая ста­рые кни­ги, вновь ода­ри­ва­ют эти кни­ги, по­вес­ти, рас­ска­зы но­вой жизнью. Та­кие уро­ки проч­те­ния нуж­но де­лать как мож­но ча­ще, что­бы кни­ги ни­ког­да не уми­ра­ли!». Ка­тя 13 лет.
В ШДЧ 2 де­каб­ря 2004 го­да деть­ми для луч­ших детс­ких книг уч­реж­ден Знак «НРА­ВИТ­СЯ ДЕ­ТЯМ ЛЕ­НИ­НГ­РА­ДС­КОЙ ОБ­ЛАС­ТИ». Как про­ис­хо­ди­ла пер­вая про­це­ду­ра прис­во­е­ния Зна­ка? Соб­лю­де­ны ли все прин­ци­пы По­ло­же­ния о Зна­ке?
«Знак прис­ва­и­ва­ет­ся деть­ми и под­ро­ст­ка­ми 7—15 лет луч­шим де­ся­ти детс­ким кни­гам, из­дан­ным в те­ку­щем го­ду или предс­тав­лен­ным в ру­ко­пи­си из­да­тель­ством или ав­то­ром при пос­ред­ни­че­ст­ве ЛОДБ. Знак от­ра­жа­ет и подт­ве­рж­да­ет вы­бор де­тей, участ­ни­ков Прог­рам­мы «Кни­ги Детства». Изб­ран­ная кни­га предс­тав­ля­ет­ся юным чи­та­те­лем ин­ди­ви­ду­аль­но или вмес­те с друзь­я­ми, свер­стни­ка­ми, од­нок­ла­с­сни­ка­ми в бли­жай­шей детс­кой биб­ли­о­те­ке».
Де­ти ут­вер­ди­ли свое пра­во на вы­бор, про­це­ду­ра прис­во­е­ния бы­ла ис­пол­не­на: «…Мои друзья рас­ска­зы­ва­ли о но­вых кни­гах, рек­ла­ми­ро­ва­ли их. Зву­ча­ли наз­ва­ния та­ких книг, как “Вард­жак Лап”, “Гар­ри Пот­тер”, все­воз­мож­ные де­тек­ти­вы… все слу­ша­ли, за­та­ив ды­ха­ние, од­нов­ре­мен­но сме­я­лись, огор­ча­лись, ра­до­ва­лись, удив­ля­лись. По­том вмес­те с пи­са­те­лем С. Ма­хо­ти­ным го­ло­со­ва­ни­ем выб­ра­ли две луч­шие кни­ги! А из биб­ли­о­те­ки все вы­хо­ди­ли с ра­до­ст­ны­ми ли­ца­ми, на ко­то­рых си­я­ли улыб­ки!» На­дя, 11лет.
15 де­каб­ря 2004 го­да «Фес­ти­валь Детс­кой кни­ги и Детс­ко­го чте­ния» соб­рал в ЛОДБ по­бе­ди­те­лей Об­ла­ст­но­го Кон­кур­са «Кни­ги Детства» из всех детс­ких биб­ли­о­тек Ле­ни­нг­ра­дс­кой об­лас­ти. В «мас­тер-клас­сах» пи­са­те­лей сос­то­я­лись дис­кус­сии, точ­нее, стра­ст­ные ди­а­ло­ги, де­ти отс­та­и­ва­ли свою по­зи­цию. С. Е. Му­ра­шо­вой: «Книж­ный ге­рой, ко­то­рый нам ну­жен! По­че­му мы чи­та­ем имен­но эти кни­ги?», с М. Д. Яс­но­вым: «Кто, как и по­че­му не хо­чет чи­тать рус­скую клас­си­ку…», с М. В. Се­ме­но­вой: «Про то, за­чем соз­да­ют, из­да­ют, чи­та­ют фэн­те­зи», с С. А. Ма­хо­ти­ным: «По­че­му и как кни­га ста­но­вит­ся по­пу­ляр­ной у де­тей?», с В. М. Ронь­ши­ным: «Тай­ны и ужа­сы — ув­ле­ка­тель­ное и не­об­хо­ди­мое чте­ние!?».
Нап­ря­же­ние рей­тин­го­во­го го­ло­со­ва­ния бы­ло та­ким, что при­су­т­ству­ю­щие взрос­лые оне­ме­ли. За­ме­ча­тель­ное детс­кое ре­ше­ние—2004: Знак «Нра­вит­ся де­тям Ле­ни­нг­ра­дс­кой об­лас­ти» прис­во­ен:
Про­из­ве­де­ни­ям: Пуш­кин А. С. «Сказ­ка о Ца­ре Сал­та­не»; Брон­те Ш. «Джейн Эйр»; Ва­силь­ев Б. В. «А зо­ри здесь ти­хие».
Кни­гам:
Ма­хо­тин С. А. Де­ло о пя­ти ми­ну­тах: Де­тек­тив­ная по­весть. — М.: Дро­фа, 2002.
Ро­линг Дж.К. Гар­ри Пот­тер и Ор­ден Фе­ник­са. — М.: Рос­мэн, 2004.
Се­ме­но­ва М. Вол­ко­дав. Ис­то­вик-ка­мень: Ро­ман. — СПб.: Аз­бу­ка-клас­си­ка, 2004.
Се­ме­но­ва М. Вол­ко­дав. Пра­во на по­е­ди­нок: Ро­ман. — СПб.: Аз­бу­ка-клас­си­ка, 2004.
Сэйд С.-Ф. Вард­жак Лап: По­весть / Пер. с англ. А Ко­ха­но­вой. — СПб.: Аз­бу­ка-клас­си­ка, 2004.
Янс­сон Т. Все о мум­ми-трол­лях: По­вес­ти-сказ­ки / Пер. со швед. Л. Бра­у­де, Н. Бе­ля­ко­вой, Е. Пак­ли­ной, Е. Со­ловь­е­вой. — СПб.: Аз­бу­ка-клас­си­ка, 2004.
Стю­арт П., Рид­дел К. Гро­мо­бой / Пер. с англ. К.­ Чер­но­вой. — СПб.: Аз­бу­ка-клас­си­ка, 2003.
Детс­кие кни­ги со ЗНА­КОМ «НРА­ВИТ­СЯ ДЕ­ТЯМ ЛЕ­НИ­НГ­РА­ДС­КОЙ ОБ­ЛАС­ТИ» бу­дут ши­ро­ко предс­тав­лять­ся и рек­ла­ми­ро­вать­ся ЛОДБ по всем ка­на­лам. В детс­ких и школь­ных биб­ли­о­те­ках Ле­ни­нг­ра­дс­кой об­лас­ти, на Ре­ги­о­наль­ном сай­те детс­ких биб­ли­о­тек, на книж­ных выс­тав­ках-яр­мар­ках, на тра­ди­ци­он­ных ак­ци­ях ЛОДБ (Лет­ние Дни Детс­кой ли­те­ра­ту­ры, Фес­ти­ва­ли детс­кой кни­ги и детс­ко­го чте­ния), в СМИ, на кор­по­ра­тив­ных и меж­кор­по­ра­тив­ных кон­фе­рен­ци­ях.
Пер­вая пре­зен­та­ция книг, от­ме­чен­ных Зна­ком, сос­то­я­лась 9—13 фев­ра­ля 2005 го­да на II спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной выс­тав­ке «В фо­ку­се — детс­кая кни­га». У стен­да ЛОДБ «Де­ти и взрос­лые вмес­те. В ми­ре детс­ких книг!», на стен­де из­да­тель­ства «Аз­бу­ка» по­се­ти­те­ли и спе­ци­а­лис­ты, участ­ни­ки де­ло­вой прог­рам­мы оце­ни­ва­ли вы­бор де­тей. На стен­де ЛОДБ сос­то­я­лось бо­лее 800 кон­суль­та­ций. Ро­ди­те­ли де­ли­лись сво­им опы­том вы­бо­ра книг для де­тей, за­пол­няя ан­ке­ты. Под­че­рк­нем тен­ден­ции в по­ис­ке кни­ги сов­ре­мен­ны­ми ро­ди­те­ля­ми. Бо­лее 70% мам и пап ори­ен­ти­ру­ют­ся на зна­ко­мые с детства име­на, 20% — поз­во­ля­ют се­бе до­ве­рять вы­бо­ру ре­бен­ка. Ник­то из оп­ро­шен­ных не вы­ра­зил до­ве­рие рек­ла­ме, что нас­то­ра­жи­ва­ет, как и то, что слиш­ком узок круг тех, кто ори­ен­ти­ру­ет­ся на мне­ние спе­ци­а­лис­тов (биб­ли­о­те­ка­рей, кри­ти­ков) со­ве­ту­ют­ся со спе­ци­а­лис­та­ми. Ин­те­рес­но, что окон­ча­тель­ный вы­бор но­вой кни­ги за­ви­сит от сю­же­та, ее жанр, идея и ге­рой, ил­лю­ст­ра­ции, це­на не яв­ля­ют­ся для боль­ши­н­ства ро­ди­те­лей зна­чи­тель­ным фак­то­ром ре­ше­ния — отк­рыть кни­гу сво­е­му ре­бен­ку. По­че­му? Нам ка­жет­ся, сле­ду­ет об­су­дить проб­ле­му пси­хо­ло­ги­чес­кой го­тов­нос­ти ро­ди­те­лей, биб­ли­о­те­ка­рей адап­ти­ро­вать­ся к но­вым куль­тур­ным зап­ро­сам сов­ре­мен­ных де­тей.
На ШДЧ биб­ли­о­те­ка­ри и учи­те­ля приз­на­лись, что ког­да де­ти го­во­ри­ли о но­вых кни­гах, они по­чу­в­ство­ва­ли страх оди­но­че­ст­ва, ос­лаб­ли свя­зи, по­я­ви­лась нас­то­ро­жен­ность. От­каз от по­зи­ции: мы луч­ше зна­ем, что и как на­до чи­тать и по­ни­мать, все-та­ки, воз­мо­жен толь­ко при раз­ви­тии под­лин­но­го ди­а­ло­га с ре­бен­ком. Ког­да взрос­лым при­ни­ма­ет­ся не­от­ме­ни­мость ре­бен­ка в его пра­ве на ра­дость и нас­лаж­де­ние чте­ни­ем. Стрем­ле­ние соз­дать вмес­те с ре­бен­ком, как рав­ным парт­не­ром, прост­ра­н­ство сво­бод­но­го вы­бо­ра кни­ги. Вспом­ним, как был по­ра­жен под­рос­ток: «Ме­ня уди­ви­ло то, с ка­ким рве­ни­ем взрос­лые об­суж­да­ли те­мы детс­ких книг и всту­па­ли в дис­кус­сию с деть­ми…». Приз­на­ем­ся, де­ти по­том нас­той­чи­во спра­ши­ва­ли: по­че­му с ни­ми так ред­ко го­во­рят о чте­нии. На­ши де­ти чи­та­ют — в ожи­да­нии взрос­ло­го, ко­то­рый не вы­зо­вет у них же­ла­ния ра­зу­чить­ся чи­тать.

Людмила Валентиновна Степанова, старший преподаватель СПбГУКИ,
главный библиотекарь Ленинградской областной детской библиотеки

1 Коз­лов С. Г. Лун­ная до­рож­ка: Сказ­ки. — М: ОГИ, 2004. — С.41—43.
2 Зень­ко­вс­кий В. В. Пси­хо­ло­гия детства. — М., 1996. — С. 62.
3 Кни­ги детства—2004: Ме­тод. ма­те­ри­а­лы / ЛОДБ. — СПб., 2004. — 52 с.
4 Ав­то­ры раз­мыш­ле­ний — чи­та­те­ли-участ­ни­ки пе­ред­виж­ной книж­но-ил­лю­ст­ра­тив­ной выс­тав­ки «ОТК­РОЙ СВОЮ КНИ­ГУ!». Книж­но-ил­лю­ст­ра­тив­ная выс­тав­ка но­вых книг пе­тер­бу­р­гских из­да­тельств и по­пу­ляр­ных книг ле­ни­нг­ра­дс­ких-пе­тер­бу­р­гских пи­са­те­лей пу­те­ше­ст­ву­ет по детс­ким биб­ли­о­те­кам Ле­ни­нг­ра­дс­кой об­лас­ти при со­дей­ствии пе­тер­бу­р­гских из­да­тельств ДЕТ­ГИЗ, АЗ­БУ­КА, ОНИКС, СВЕТ­ЛЯ­ЧОК, «АМ­ФО­РА», из­да­тельс­кий дом «НЕ­ВА», «Ян­тар­ный сказ».
5 Сте­па­но­ва Л. В. Детс­кая шко­ла для взрос­лых: Но­вое прост­ра­н­ство твор­чес­ко­го ди­а­ло­га // Биб­ли­о­теч­ное Де­ло. — 2004. — № 1. — С. 20—21.