Новый учебник для нового времени

Курс «Библиографоведение» традиционно считается трудным для изучения. Предлагаемый учебник — первый в новейшее время, освещающий место и роль библиографической науки и практики в современном информационном обществе.
В пос­лед­нее вре­мя из­да­тель­ство «Про­фес­сия» ус­пеш­но за­пол­ня­ет ла­ку­ны в учеб­ной ли­те­ра­ту­ре по биб­ли­ог­ра­фи­чес­ким дис­цип­ли­нам. Од­на­ко учеб­ни­ка по ос­нов­но­му те­о­ре­ти­чес­ко­му кур­су — об­ще­му биб­ли­ог­ра­фо­ве­де­нию — до нас­то­я­ще­го вре­ме­ни не су­ще­ст­во­ва­ло. Прек­рас­ная ра­бо­та И. Г. Мор­ге­нш­тер­на, од­но­го из ве­ду­щих спе­ци­а­лис­тов стра­ны, мно­го­лет­не­го пре­по­да­ва­те­ля этих дис­цип­лин в Че­ля­би­нс­кой го­су­да­р­ствен­ной ака­де­мии куль­ту­ры и ис­кус­ств с ус­пе­хом вы­пол­ни­ла пос­тав­лен­ную из­да­тель­ством за­да­чу. Мы по­лу­чи­ли но­вое, сов­ре­мен­ное учеб­ное по­со­бие, по ко­то­ро­му мож­но обу­чать сов­ре­мен­ных биб­ли­о­теч­ных и ин­фор­ма­ци­он­ных ра­бот­ни­ков.
Мор­ге­нш­терн, И. Г. Об­щее биб­ли­ог­ра­фо­ве­де­ние: учебник по спе­ци­аль­нос­ти «Биб­ли­о­теч­но-ин­фор­ма­ци­он­ная де­я­тель­ность» / И. Г. Моргенштерн. — СПб.: Про­фес­сия, 2005. — 209 с.

В учеб­ни­ке со­дер­жат­ся ос­нов­ные по­ня­тия и объ­яс­не­ния сущ­нос­ти биб­ли­ог­ра­фии как сос­тав­ной час­ти куль­ту­ры и ком­му­ни­ка­ци­он­ной де­я­тель­нос­ти, объ­яс­не­ние при­ро­ды биб­ли­ог­ра­фи­чес­кой ин­фор­ма­ции, ха­рак­те­рис­ти­ка струк­ту­ры биб­ли­ог­ра­фи­чес­кой де­я­тель­нос­ти в сов­ре­мен­ной Рос­сии, а так­же биб­ли­ог­ра­фи­чес­кой на­у­ки. Для ав­то­ра ха­рак­тер­на чет­кость пос­та­нов­ки проб­лем с ла­ко­нич­ной, но ем­кой ха­рак­те­рис­ти­кой воз­мож­ных ре­ше­ний. Со­дер­жа­тель­но раск­ры­ты су­ще­ст­ву­ю­щие кон­цеп­ции, взгля­ды ав­то­ра на мно­гие дис­кус­си­он­ные воп­ро­сы. Вклю­че­ны и раск­ры­ты ба­зо­вые по­ня­тия кур­са. Учеб­ник от­ра­жа­ет прак­ти­чес­ки вы­ве­рен­ные ме­то­ди­ки биб­ли­ог­ра­фи­ро­ва­ния и обс­лу­жи­ва­ния чи­та­те­лей.
Из­ло­же­ние ма­те­ри­а­ла соп­ро­вож­да­ет­ся наг­ляд­ны­ми при­ме­ра­ми, схе­ма­ми и таб­ли­ца­ми, ре­ко­мен­да­ци­ей ли­те­ра­ту­ры для до­пол­ни­тель­но­го уг­луб­лен­но­го изу­че­ния.
К не­сом­нен­ным дос­то­и­н­ствам ра­бо­ты от­но­сит­ся от­су­т­ствие жест­ких конструк­ций и за­ра­нее сфор­му­ли­ро­ван­ных от­ве­тов. Ав­то­ром предс­тав­ле­ны как об­щеп­ри­ня­тые по­ло­же­ния, так и аль­тер­на­тив­ные точ­ки зре­ния. Па­рал­лель­но с ус­то­яв­ши­ми­ся вво­дят­ся и но­ва­то­рс­кие тер­ми­ны и по­ня­тия — «ме­та­биб­ли­ог­ра­фия», «биб­ли­ог­рам­ма», «гра­фи­чес­кий об­раз биб­ли­ог­ра­фи­чес­кой за­пи­си». Впер­вые в учеб­ни­ке вве­де­ны и рас­смат­ри­ва­ют­ся не­га­тив­ные яв­ле­ния — нап­ри­мер, псев­до­биб­ли­ог­ра­фи­чес­кая ин­фор­ма­ция. Ав­то­ром пред­ло­же­на ис­то­рия идей и кон­цеп­ций с пре­дель­ным вни­ма­ни­ем к пер­со­нам не толь­ко прош­ло­го, но и сов­ре­мен­ной те­о­рии биб­ли­ог­ра­фии. Вос­ста­нов­ле­ны в ис­то­ри­чес­ких раз­де­лах учеб­ни­ка не­зас­лу­жен­но за­бы­тые име­на — М. Н. Ку­фа­е­ва, Г. Я. Узи­ле­вс­ко­го и дру­гих уче­ных.
В текс­те мно­же­ст­во зна­чи­мых идей, рас­суж­де­ний и оп­ре­де­ле­ний ав­то­ра, ко­то­рые су­ще­ст­вен­но обо­га­ща­ют сов­ре­мен­ные предс­тав­ле­ния о биб­ли­ог­ра­фии. К их чис­лу, бе­зус­лов­но, сле­ду­ет от­нес­ти вве­де­ние И. Г. Мор­ге­нш­тер­ном об­ще­на­уч­но­го тер­ми­на «эмерд­же­нт­ность» для обоз­на­че­ния сущ­но­ст­но­го свой­ства це­ло­ст­ной со­во­куп­нос­ти биб­ли­ог­ра­фи­чес­ких за­пи­сей. Ина­че трак­ту­ет­ся «ка­че­ст­во» биб­ли­ог­ра­фи­чес­ко­го по­со­бия и т. д.
Из­да­ние бу­дет поль­зо­вать­ся вы­со­ким спро­сом не толь­ко сре­ди сту­ден­тов, но и сре­ди пре­по­да­ва­те­лей, прак­ти­чес­ких ра­бот­ни­ков и ис­сле­до­ва­те­лей в этой об­лас­ти на­уч­но­го зна­ния. Биб­ли­ог­ра­фам-прак­ти­кам не­сом­нен­но бу­дут по­лез­ны раз­де­лы, пос­вя­щен­ные уп­рав­ле­нию биб­ли­ог­ра­фи­чес­кой де­я­тель­ностью, сред­ствам биб­ли­ог­ра­фи­чес­кой де­я­тель­нос­ти, вклю­чая сред­ства элект­рон­ной биб­ли­ог­ра­фии, а так­же ма­те­ри­а­лы, ка­са­ю­щи­е­ся сос­то­я­ния сов­ре­мен­ных биб­ли­ог­ра­фи­чес­ких ре­сур­сов.
Ма­те­ри­ал учеб­ни­ка со­от­ве­т­ству­ет но­во­му об­ра­зо­ва­тель­но­му стан­дар­ту по спе­ци­аль­нос­ти «Биб­ли­о­теч­но-ин­фор­ма­ци­он­ная де­я­тель­ность». Учеб­ник мо­жет быть с ус­пе­хом ис­поль­зо­ван и в сис­те­ме по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции биб­ли­о­теч­ных и ин­фор­ма­ци­он­ных ра­бот­ни­ков, а так­же в прак­ти­чес­кой де­я­тель­нос­ти биб­ли­ог­ра­фов и ра­бот­ни­ков ин­фор­ма­ци­он­ных служб.

Галина Феофановна Гордукалова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информационной аналитики СПбГУКИ
Галина Васильевна Михеева, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник РНБ
Татьяна Викторовна Захарчук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационного менеджмента СПбГУКИ