В РГБ состоялся практический семинар из цикла «Музыкальная библиотека: сегодня и завтра»
В Российской государственной библиотеке 24 октября прошёл практический семинар «Музыкальная библиотека в условиях цифровизации» при поддержке секции музыкальных библиотек Российской библиотечной ассоциации.
Семинар смешанного формата вела заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ, председатель секции музыкальных библиотек Алла Семенюк. В нём приняли участие члены Постоянного комитета Секции музыкальных библиотек Российской библиотечной ассоциации, специалисты из Ленинки, Библиотеки Большого театра, Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Российской государственной детской библиотеки (Москва), Национальной библиотеки Республики Коми (Сыктывкар), Национальной библиотеки Республики Башкортостан (Уфа), Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова, Свердловской областной универсальной научной библиотеки имени В. Г. Белинского (Екатеринбург), Таганрогского музыкального колледжа, издательства «Феникс» (Ростов-на-Дону) и другие.
В приветственном слове Аллой Семенюк было отмечено, что музыкальные библиотеки активно включены в новые технологии, используют возможности цифровизации в главных направлениях библиотечной работы — сохранности фондов, широкого предоставления пользователям нот и звукозаписей, популяризации фондов.
Выступления затронули вопрос электронных ресурсов в библиотеках в помощь музыкантам: «Электронные ресурсы по музыке, используемые в отделе нотных изданий и звукозаписей РГБ» (Татьяна Горшкова, РГБ), «Опыт создания библиографических указателей по музыке Свердловской областной универсальной научной библиотеки имени В. Г. Белинского» (Ирина Сысоева, Екатеринбург), «Проблемы доступа к цифровым библиографическим ресурсам по музыке» (Надежда Гусейнова, Петрозаводск). Участники рассмотрели проблемы применения новейших технологий в традиционной педагогике: «Мультимедийные проекты как основа оптимизации современного музыкального образования в ДМШ и ДШИ» (Юлия Фролова, Таганрог); отличительные черты в библиографической обработке партитур в театре — «Нотная библиотека Большого театра: особенности электронной каталогизации» (Борис Мукосей, Москва).
Ряд выступлений был посвящён теме культурно-массовой работы в библиотеках: «Музыкальные просветительские и обучающие проекты в цифровом формате для детей: „Имена и даты“, „Обучение с увлечением“» (Ирина Синицина, РГБД), «Массовая работа в библиотеках: традиции и инновации (опыт зала нотных изданий и звукозаписей)» (Камиль Кашаев, Уфа).
Важным направлением в работе отделов литературы по искусству региональных библиотек остается изучение творчества местных современных композиторов. Опыт подготовки и реализации издательского проекта рассмотрели в докладе «Сохранение и актуализация музыкального наследия региона через совместные издательские проекты Союза композиторов и Национальной библиотеки Республики Коми» (Олеся Гамидова, Сыктывкар).
В сообщении «Музыкальная библиотека без статуса: правовые риски неформальных нотных собраний в филармониях (взгляд композитора и практика защиты авторских прав)» (Светлана Новикова-Бородина, Москва) прозвучали проблемы сохранения прав автора (композитора) при передаче его сочинений в филармонию или концертную организацию; были рассмотрены разные случаи нарушения этих прав.
Интересным и информативным было выступление заслуженной артистки Российской Федерации, художественного руководителя Международной школы вокального мастерства Анны Моргулис об истории возникновения и деятельности школы, о возможностях получения уроков вокального мастерства российскими певцами у знаменитых зарубежных оперных певцов.
Выступления сопровождались вопросами, содержательным диалогом, показом презентаций. В результате в ходе работы семинара были намечены темы для специального обсуждения на онлайн-встречах в течение года и ежегодном семинаре в будущем году.

