C чего начинается чтение?

Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца.
А. С. Грибоедов

Нет необходимости доказывать очевидное: вкус к чтению прививается с раннего детства. Самые талантливые читатели взращивались, как элитная рассада, под уютным светом зелёных абажуров, в окружении читающих родителей, бабушек и нянь.
Разрушение этой традиции семейного чтения (а не просто чтения вслух), уход из повседневной жизни ритуала ежевечерних посиделок с книгой происходили постепенно. Домашние кинотеатры, музыкальные центры и компьютеры практически вытеснили книгу из семейного досуга. Процесс этот повсеместный, и многие страны уже давно занимаются его корректировкой.
В Великобритании, например, создана Кампания Семейного Чтения. На Конгрессе ИФЛА в Сеуле Брайони Трейн рассказала о результатах международных исследований этой проблемы и назвала основные барьеры на пути семейного чтения.
Недостаток раннего языкового и читательского опыта: если дети не поощряются к участию в беседах теми, с кем они проводят время, их понимание устного и письменного слова хуже, чем у ровесников.
Барьеры поколений: когда родители не любят читать или им не читали, они не всегда понимают важность чтения. Поэтому чтение они считают обязанностью.
Недостаточные базовые умения: когда у родителей низкий уровень базовых умений, они менее уверены в себе и в меньшей степени могут поддержать чтение своих детей.
Экономические и финансовые барьеры: если в семье долги, плохие бытовые условия, болезни, безработица — чтение становится недоступной роскошью, а не необходимостью.
Культурные барьеры: по экономическим, традиционным, языковым причинам в некоторых обществах привычка читать не считается частью культуры.
Организационные барьеры: инфраструктура может не прислушиваться к потребностям людей, если некоторые учреждения — школы, библиотеки недостаточно успешно защищают интересы граждан.
Для преодоления этих барьеров создаются и реализуются специальные проекты. На пример — «Ливерпуль читает», ежегодный общегородской проект, который охватывает библиотеки, школы, университеты и университетские библиотеки, книжные магазины, центры общественной деятельности, тюрьмы, больницы и семьи города. Во всех этих местах люди читают и обсуждают одну и ту же книгу. Для семей организуются конкурсы, письменные и устные, встречи с авторами, всё это вызывает всеобщий энтузиазм.
Несомненно, такие барьеры существуют и в нашей стране. Но у нас положение усугубляется ещё массой факторов. Суррогат литературы, или, по выражению Чуковского, «третий сорт», заполонил книжную торговлю. Детская книжка оказалась зажатой между игрушками-сувенирами и медийной продукцией. Сформировалась тотальная родительская безграмотность. Во «взрослой» периодике не встретишь материалов по педагогике детского чтения, адресованных папам и мамам. Да и писать их становится некому. Курсы детской литературы и соответствующие кафедры «выметаются» из университетов. Похоже, что только библиотеки ещё озабочены возвращением книги в семью.
Недавно довелось посмотреть по телевизору такой сюжет. Блондинка с редкой профессией «светская львица» брала интервью у многодетной популярной певицы. «Скажите, а как вы
наказываете своих детей за шалости, —
спрашивает ведущая»? «Я за это заставляю их по несколько часов читать книжки, — был ответ». Похоже, в такую семью книжка уже не вернётся.

С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»