Про душегрейку, кичку и… разбитое корыто. Литературный текст и культурный контекст

Дети и классическая литература… Тема болезненная, актуальная, вызывающая горячие споры. Как же убрать барьеры, отделяющие ребёнка от произведений классической литературы?
Наибольшее влияние на формирование круга чтения ребёнка, его читательских вкусов и предпочтений оказывают родители. Именно они, их представления о роли детского чтения и стали предметом одного из опросов, проведённых РГДБ.

Больше, быстрее, практичнее
Участие в опросе приняли те родители, которые, по их собственному признанию, активно читают сами, желают привить любовь к чтению своим детям и приводят их в библиотеку. Что же показали результаты опроса?
Во-первых, у большинства родителей наблюдается установка на интеллектуальное чтение и формирование у детей полезных навыков. Это ведёт к преобладанию в репертуаре чтения развивающей, познавательной литературы, всевозможных азбук, детских энциклопедий.
Во-вторых, родители, видящие в чтении исключительно средство интеллектуального развития, и читают ребёнку по-особому. Их девиз чтения: «Больше и быстрее». Они исключают из жизни ребёнка радость узнавания героев и событий, боль и счастье сопереживания — ведь для этого нужно время, внимательное и неоднократное прочтение.
В-третьих, семейное чтение как эмоционально привлекательное для ребёнка занятие заменяется дидактическим чтением, псевдоучебной деятельностью. Вот характерный пример такого чтения и его последствий. Пятилетнюю Машу мама привела с жалобами на то, что ребёнок не любит читать. «Может быть, ей ещё рано читать самостоятельно или книги не соответствуют её возрасту и интересам? — Нет, я читаю ей сама, лучшие детские сказки». Девочка с удовольствием рассказывает о Незнайке и Карлсоне, любимой сказкой называет «Дюймовочку». «Машенька, а почему же мама говорит, что ты не любишь, когда тебе читают?» И тут вмешивается мама: «Нет, пока я читаю, она слушает, но вот когда мы начинаем отрабатывать прочитанный материал, отвечать на вопросы по содержанию, она плачет и убегает». Понятно, что такое чтение вызывает только страх и желание любой ценой избежать «отработки материала».
Нельзя не сказать и о процедуре замеров скорости чтения в 1–2-х классах, о массовых изменениях в психическом развитии детей (нарушение внимания, неразвитость фонематического слуха, нарушения оптического восприятия, недостаточный словарный запас). Всё это осложняет процесс овладения чтением.
Современные подростки читают в основном литературу по школьной программе и литературу для отдыха. Интересы ребят в возрасте 12–13-ти лет перемещаются от учёбы к общению со сверстниками, серьёзное чтение в их кругу не считается чем-то престижным, увеличиваются объёмы материала, которую нужно прочитать по школьной программе. А вот ещё ответ пятнадцатилетних учениц гуманитарной гимназии на предложение прочитать «для себя» «Воскресение» Л. Толстого: «Не можем читать классику, ведь там надо переживать, а ни сил, ни времени на это нет».
Неужели так избыточно перегружены наши дети, что у них нет сил на дополнительные переживания, или же, воспитанные на дидактическом чтении, не испытывают они потребности в постоянной душевной работе? Они не умеют любить и ненавидеть литературных героев, страдать и восхищаться вместе с ними, литературные персонажи остаются для них всего лишь единицами информации.

Наталья Григорьевна Малахова, заведующая отделом психологической поддержки читателей Российской государственной детской библиотеки, Москва