…при школах надлежит быть библиотеке довольной, ибо без библиотеки, как без души академия…
На территории Лавры до революции имелось более двадцати библиотек: старейшая из них — монастырская братская библиотека (наб. р. Монастырки, 1), кроме неё существовали собрание книг ризницы и хора, а также читальни по тому же адресу, Митрополичья библиотека (Митрополичий корпус Лавры), книжное собрание лаврской киновии (Октябрьская наб., 18), библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии (прежний адрес: наб. Обводного кан., 7) — фундаментальная, студенческая, читальня и церкви Двунадесяти апостолов, Санкт-Петербургской духовной семинарии (наб. Обводного кан., 17) — фундаментальная, студенческая, церкви ап. Иоанна Богослова и одноклассной церковной школы, библиотеки Александро-Невского Антониевского училища (наб. Обводного кан., 17-б) — фундаментальная, ученическая и церкви свт. Павла Исповедника, библиотеки шестиклассного Исидоровского епархиального женского училища (Невский пр., 176) — фундаментальная, ученическая и церкви преп. Исидора Пелусиота, а также одноклассной церковной школы и библиотечка «в шкапиках и рамах» при церкви, библиотека двухклассной Александро-Невской церковно-приходской школы для малолетних певчих (наб. р. Монастырки, 1), а также уличная библиотечка «в шкапиках и рамах» (Шлиссельбургский пр., 1).
Ныне их не менее пяти: Библиотека СПбДАиС (фонд насчитывает около 300 тысяч ед. хранения), создаваемая общедоступная библиотека монастыря (ныне около 18 тысяч ед. хранения на бумажных и оптических носителях, а также более 40 тыс. названий локальных сетевых электронных ресурсов на HDD), библиотеки при архиве Митрополии, при Отделе религиозного образования и катехизации и некоторых других епархиальных отделах.
В настоящей статье делается попытка реконструировать различные этапы развития монастырской библиотеки, судьба которой складывалась значительно труднее, чем судьба её именитой «сестры» — библиотеки Духовных школ. Текст иллюстрируют фотографии портретов архиереев из фондов Российского государственного исторического архива1, работы Ю. П. Костыгова, М. Манина и других фотографов.
История братской библиотеки Александро-Невской Лавры тесно связана с просветительскими начинаниями священноначалия, в первую очередь — её архимандрита Феодосия Яновского, будущего архиепископа Новгородского. Собирание книг во вновь созданной обители было предпринято в связи с началом богослужения в 1713 г., книгопечатания в 1719 г., обучения юношества в Славенской Школе в 1721 году. Таким образом, она является одной из старейших в нашей епархии, ей триста лет.
Библиотека при Александро-Невском монастыре отмечена у книговеда А. И. Богданова в сочинении «Описание Санктпетербурга», она «употреблялась как для общаго братства и проповеди Слова Божия, так и для Семинарии, в которой обучаются священнаго чина дети Санктпетербургской Епархии».
В первые годы существования, библиотека располагалась в одном из деревянных строений по соседству со школой и типографией, вблизи въезда в монастырь со стороны Невской першпективы, на северной стороне Черной речки (вероятно, на месте Тихвинского кладбища, или «Некрополя мастеров искусств»), позднее при ней хранились и тиражи напечатанных в типографии книг2.
Анализируя материалы, касающиеся Школы и Типографии, можно предположить, что первоначальный книжный фонд, состоявший из двух сотен томов, включал: Священное Писание и его толкования, нравоучительную литературу — сборники поучений и жития святых для проповедования за богослужением в Благовещенской церкви; учебные пособия — грамматику славенороссийскую архиепископа Мелетия (Смотрицкого), лексикон треязычный Федора Поликарпова, лексикон славенский, грамматику греко-латинскую и элементари3, катехизис «Православное исповедание» митрополита Петра Могилы, часословы и псалтири, ноты; издания Александроневской печатни — сборник «Четыре поучения» на день святого Александра Невского и на дни памяти петровских побед, Службу святому благоверному великому князю Александру Невскому, составленную архимандритом Гавриилом (Бужинским) в 1725 г., «Букварь, или Первое учение отроком» преосвященного Феофана Прокоповича, затем «Раскольнические вопросы и ответы», «Пращицу духовную» епископа Питирима и «Феатронгисторический», «Изображение келейного жития» (первая часть устава Александро-Невского монастыря), позднее — важнейший церковный документ того времени: «Регламент, или устав духовной коллегии» 4.
С 1721 до 1726 г., согласно распоряжению Святейшего Синода, «протектором» всех школ и типографий являлся один из первых насельников Невского монастыря, духовный писатель и переводчик архимандрит Гавриил (Бужинский). В 1724 г. указом Петра I «Объявление о монашестве» учреждено было учёное братство: монахи обители, не моложе тридцати лет и прошедшие курс семинарии, должны были заниматься чтением и переводом богословских трудов, составлением собственных сочинений, произнесением проповедей; однако в то время образованные насельники не были многочисленны и осуществить в определённой степени этот проект удалось только в 1797 году5.
Прочие же — младшая братия — согласно монастырскому «Изображению келейного жития» (1723), а также «Духовному регламенту» (1721), должны были более прилежать ручному труду и в кельях бумагу, перья и книги отнюдь не держать6.
Идея создания обителей учёного иночества и впоследствии с трудом приживалась в Русской Церкви, академических монахов направляли по пути церковно-практической деятельности7. Кроме того, в первые десятилетия существования монастыря, общее число иеромонахов, иеродиаконов и монахов на различных послушаниях не превышало сорока человек, из них большая часть всё время навигации служила корабельными священниками во флоте, поэтому в стенах обители на послушаниях порой оставалось не более 10 человек.
Неонилла Дмитриевна Голубятникова, книгохранитель Александро-Невской Лавры, Санкт-Петербург
1 300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре: [каталог выставки] / Российский государственный исторический архив, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. — Санкт-Петербург, 2013. — 40 с.: ил.
2 Рункевич С. Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1713–1913: в 2-х т.: историческое исследование. — Санкт-Петербург: Logos, 2001. —Т. 1. — С. 385, 397; Т. 2. — С. 207.
3 Ср.: Константинов Н. А. История педагогики. — Москва, 1982.
4 Рункевич. Указ. соч. — Т. 1. — С. 252–275, 584–590. Также: Библиотеки дореволюционного Петербурга: [справочник] / сост. И. Г. Матвеева; ОИБД РНБ [Электронный ресурс]. — Санкт-Петербург, 2005. (На правах рукописи). Также: Шкаровский М. В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в 1922–1927 годах // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» (2013; Санкт-Петербург) / ред. М. В. Шкаровский. — Санкт-Петербург: Типография «НПринт», 2013. — 352 с.: ил. — С. 104–145.
5 Смолич И. К. История Русской Церкви: 1700–1917. — Ч. 1. — Москва, 1996. — 800 с. — С. 290–291.
6 Изображение келейного жития монахов Александро-Невского Монастыря // Рункевич. Указ. соч. — Т. 2. — С. 479–487.
7 Карпук Д. А. Александро-Невская Лавра — центр ученого монашества в начале XX века // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». — С. 218–219.

