Атмосфера эпохи. Произведения А. С. Пушкина в иллюстрированных изданиях

Издание сочинений А. С. Пушкина представляет собой особую страницу в истории русского книжного дела. Хочется рассказать о некоторых наиболее значимых иллюстрированных изданиях конца ХХ–начала XXI столетия.
Мы не претендуем на исчерпывающую и всеобъемлющую полноту отражения всех полиграфических опытов. Наша задача — по возможности развернуть панораму творческих исканий, находок и воплощений художественно-иллюстративного образного мира пушкинских произведений, выбрав из многочисленных иллюстрированных изданий поэта наиболее существенные, оригинальные, высокохудожественные, позволяющие проследить эволюцию творческих решений художников этого времени.
Иллюстрации призваны раскрыть мир образов, сделать доступными идеи автора, облегчить читателю восприятие содержания книги, помочь ему конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев. Художник-иллюстратор становится в какой-то степени соавтором, участвует в создании единого целостного образа книги.
Различают следующие книжные иллюстрации:
• иллюстрации-фронтиспис — они размещаются перед титульным листом. Иллюстрация-фронтиспис является иллюстрацией ко всему литературному произведению, поэтому передаёт его основной, общий характер. Может также обобщать главные темы книги, раскрывать основные цели автора, представлять портрет главного героя (героини) или писателя;
• иллюстрации-заставки — они расположены в начале главы, части или раздела книги на спусковой полосе вместе с текстом. Означают начало новой части повествования; располагаются вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они вводят читателя в новый материал, помогают переключить внимание с одного текста на другой, новый; эмоционально настроиться на него;
• иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, внутри текста. Служат украшением текста и являются важным элементом книжного ансамбля в целом. Наиболее важные события, сцены из произведения располагают на больших иллюстрациях (полосных и полуполосных), менее значимые отображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях (боковики);
• иллюстрации-концовки помещены в конце глав, частей, разделов или всей книги.
Девяностые годы ХХ и начало ХХI века можно рассматривать как новый этап в издании иллюстрированных произведений А. С. Пушкина. Развитие традиций в художественном оформлении книги сочеталось с поисками новых эстетических решений. Это было обусловлено несколькими причинами. Первая из них — началось возрождение «роскошной» книги в России. Для удовлетворения запросов новых категорий покупателей стали издаваться «роскошные» издания, причём роскошь их, по нашему мнению, превосходит всё ранее созданное в этой области книжного и полиграфического искусства. Выпуск первых элитных книг, modern era в издании книг для элитарной публики, датируется началом 1990-х годов и связан с деятельностью издателя Александра Севастьянова1. Вторая причина — празднование 200-летнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина. Эта дата вызвала повышенный интерес у современных издательств, активизировавших деятельность по выпуску «роскошных» иллюстрированных изданий произведений великого поэта.

Светлана Ивановна Головко, доцент кафедры культурологии и искусств Северо-Кавказского федерального университета, кандидат педагогических наук, г. Ставрополь

1 Севастьянов А. Роман с «роскошной»… книгой / А. Севастьянов // Декоративное искусство. — 2000. — №4. — С. 45–46.