Семейное чтение в современном формате. Можно ли возродить традицию?

Многие российские библиотеки готовы к дифференцированной работе с семьями. Большинство осознают её важность, но при этом, как правило, ориентированы на традиционные формы и направления деятельности. Подсказать новые формы и подходы к влиянию библиотеки на семейное чтение может исследование мнений учащихся старших классов, студентов, членов их семей.
Организация семейного чтения не первый год является одним из ведущих направлений деятельности МЦБС им. М. Ю. Лермонтова. Тем не менее система работы библиотек с семьёй не полностью сформирована. Организация семейного чтения остаётся проблемой, несмотря на значительные усилия специалистов-теоретиков и методические разработки практиков, публикации в профессиональной печати, посвящённые анализу и обобщению данной деятельности. Изучение многообразия работы библиотек в этом направлении, выявление наиболее эффективных методов остаётся актуальной задачей.
Библиотечная работа с семьёй многообразна. Можно выделить в ней четыре аспекта. Во-первых, библиотеки организуют автономное обслуживание детей и взрослых, но периодически проводят мероприятия семейной тематики — для семьи в целом или для взрослых, детей, юношества отдельно. Во-вторых, некоторые библиотеки работают по принципу семейного формуляра, стремясь увлечь семью чтением, привлечь в состав читателей максимальное количество семей и их членов. В-третьих, библиотеки функционируют в качестве учреждений семейного отдыха. Основные усилия библиотекарей в этом случае сконцентрированы на организации вечеров, фольклорных праздников, чаепитий, встреч с интересными людьми.
В-четвёртых, библиотеки определяют целью своей деятельности развитие семейного общения посредством книги, оказывают практическую помощь по возрождению традиций чтения вслух, рассказывания, совместного обсуждения прочитанного материала.
Однако, как показывает практика, большинство библиотек семью как цельное явление воспринимают лишь при проведении массовых мероприятий, тогда как в непосредственном обслуживании семья рас­падается на отдельных читателей. Кроме того, многие читатели не желают воспринимать библиотеку как учреждение для семьи и посещать её совместно. В качестве причин такого отношения называются следующие факторы: сложное положение семьи, не воодушевляющее на чтение; невысокий престиж библиотекаря; бедный библиотечный фонд; невозможность использования в библиотеке современных информационных технологий; удалённость её от дома. Зачастую библиотекарь не вызывает доверия как человек, которого можно принять в свою семью. Если семейное чтение организует детская библиотека, то библиотекарь неизвестен большинству взрослых членов семьи. Но зачастую и во взрослой библиотеке отсутствует индивидуальное общение между библиотекарем и читателем.
Деятельность большинства библиотек, организующих процесс семейного чтения, показывает, что их сотрудники осознают необходимость использования в работе с семьёй принципиально иных психолого-педагогических подходов, чем в работе с группой родственно не связанных читателей. Правила же обращения с семьёй библиотекари знают не всегда.

Наталья Валерьевна Марьясова, доцент, кандидат психологических наук, психолог, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Межрайонная централизованная библиотечная система им. М. Ю. Лермонтова»