Чтение для имиджа или удовольствия? Десакрализация классики

Наша страна долгие годы являлась литературоцентричной, но вот читательские практики всё дальше расходятся с нормой на высокую ценность литературы для русской культуры.
Сегодня россияне читают существенно меньше, чем 30 лет тому назад. И в советское время читали далеко не все, но даже за последние годы читать стали меньше. По данным опроса, проведённого Левада-центром в апреле 2015 г., читают традиционные бумажные книги не реже одного раза в неделю 28% взрослых россиян, ещё в 2012 г. таких был 41%; не реже одного раза в месяц — 19 и 20%, практически не читают 54% против 40%. Сокращение числа читателей книг на бумажных носителей не компенсируется чтением на электронных носителях1. На ценностном уровне наша страна долгие годы являлась литературоцентричной — а во многом ею пока остаётся, — но вот читательские практики всё дальше расходятся с нормой на высокую ценность литературы для русской культуры. Да и сама эта ценность постепенно снижается, хотя и не так быстро, чем читательская активность2.
Для анализа ценности чтения и читательских предпочтений современной российской молодёжи нами был проведён анализ личных карточек россиян в возрасте 17–23 лет, проживающих в
34 городах разного размера в социальной сети «ВКонтакте»3. Мониторинг4 показал, что только 9% молодых участников сети «ВКонтакте» (а имеют такой аккаунт практически все молодые люди, пользующиеся интернетом) указывают на своих страницах имена любимых авторов и названия книг, и это существенно меньше доли назвавших любимую музыку или фильмы. Конечно, есть различия между городами: чаще всего информацию о чтении указывают жители городов Дальнего Востока, девушки читают значительно активнее, чем юноши. Но очевидно, что если столь незначительное количество молодых людей сообщают о своих литературных предпочтениях, то чтение перестало быть для значительной части молодых людей важным, ценным для репрезентации себя перед друзьями по Сети, то есть значимыми другими. Сведения, содержащиеся в разделе «Личная информация», ориентированы, прежде всего, именно на «других», которые, прочитав информацию о человеке, сделают о нём положительные выводы. Тех пользователей соцсети, которые эту информацию сообщили (таковых 9%), условно отнесём к группе «читающих». Конечно, молодёжи, любящей читать, может быть и больше, но она явным образом не преобладает. И это при том, что литературу (преимущественно русскую и преимущественно классическую) изучают все дети и подростки в течение 11 лет обучения в школе.

Любовь Фридриховна Борусяк, специалист в области социологии, СМИ и рекламы, доцент кафедры теории и практики рекламы ГУ — ВШЭ, кандидат социологических наук, Москва

1 См.: http://lit-ra.info/articles/rossiyane-o-chtenii-opros-levada-tsentra/
2 Как показали социологи Б. В. Дубин и Л. Д. Гудков в своей книге «Интеллигенция: Заметки о литературно-политических иллюзиях» (Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009), это в значительной степени связано со снижением авторитета интеллигенции в российском обществе, как группы, ценность чтения задававшей в советское время.
3 Исследование основано на данных мониторинга личных карточек молодых участников социальной сети «ВКонтакте». Подробное описание исследования и его результатов см.: Любовь Борусяк. Любимые авторы, любимые книги: что читает современная молодёжь (по данным анализа сети “ВКонтакте”)» // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. — 2015, 1 (119). — С. 91–105.
4 Работу с базами данных проводил и представил Максим Карпов, за что выражаю ему искреннюю признательность.