Тэнтэни государственная тайна. Дым ради дыма, шум ради шума

В СССР не было комиксов потому, что было «Путешествие в Страну Советов»
(Из интервью одного специалиста по отечественным комиксам)

В 1930 г. вышел в свет дебютный альбом о приключениях Тэнтэна, чёрно-белый боевик, в котором бельгийский репортер посещает Страну Советов.

Первый альбом о Тэнтэне так и остался монохромным. Показательно, что и сам его автор (Эрже) впоследствии отказывался возобновлять публикацию «Приключений в Стране Советов», в то время как второй альбом, как и все последующие за ним, появился в цвете и неоднократно переиздавался. Здесь нет знаменитых полутонов, характерных для графического стиля Эрже. Только белое против чёрного, что вполне соответствует предлагаемой манихейской картине мира.
Критики и знатоки творчества Эрже будут в дальнейшем много рассуждать о том, в какой мере первый альбом отличается от всех последующих, где будет представлена развитие главного героя, превращающегося во все более яркого персонажа развлекательной повествовательности, исповедующего гуманистические идеалы и избегающего насилия. Во всяком последующем альбоме приключения Тэнтэна становятся всё более насыщенными психологически, и всё менее представляющими сцены, в которых главный герой достигает своих целей насильственным путём.
Персона, несводимая к сумме совершаемых действий, совсем не персонаж-функция, Тэнтэн, действительно, очень нетипичный герой приключенческих комиксов, создаваемых по шаблону по обе стороны Атлантики. И важнейшим здесь оказывается именно эволюция персонажа (разумеется, наряду с незаурядными повествовательным и графическим талантами Эрже), что в конечном итоге и превратило Тэнтэна в одну из главных фигур западноевропейской паралитературы. Рост популярности комикса соответствовал указанной гуманистической эволюции персонажа, но в «Приключениях в Стране Советов» Эрже создал боевик: на каждой странице Тэнтэн поражает антагонистов приемами рукопашного боя и, кстати, здесь (и нигде больше) использует огнестрельное оружие. Хотя, следует признать, что оппоненты намного превосходят Тэнтэна физической силой, всегда нападают первыми, а побеждает он их чаще всего лишь благодаря своей ловкости или неожиданным и хитроумным атакам своей собаки Милу.
Комикс, не переставая быть художественным произведением, в полной мере используется для артикуляции авторских представлений о правильном устройстве жизни. Тэнтэн всегда остаётся проводником мировоззренческих позиций своего создателя, идеологии капитализма, католицизма и скаутизма. Все путешествие в Страну Советов сопряжено с преодолением препятствий, с попытками исправления открывшейся герою неприглядной и пугающей действительности.
Тип путешественника-поборника справедливости был весьма распространён в массовой развлекательной повествовательности вплоть до Второй мировой войны1. Отметим, что изначально Эрже создаёт Тэнтэна, сообразуясь с интертекстуальным типажом паралитературы. Герой в меньшей степени является путешественником, чем боевиком (например, Флэш Гордон в американских комиксах с 1934 г.). Он, олицетворяя идеалы и ценности западной цивилизации, оказывается во враждебной и чуждой ему среде, в которой утверждается посредством её изменения и подчинения.

Евгений Васильевич Козлов, профессор Академии следственного комитета РФ, доктор философских наук