Место встречи. Как абонемент становится публичным пространством

История абонемента Белгородской государственной универсальной научной библиотеки (БГУНБ) началась задолго до его официального вхождения в структуру и стала почти легендой.
В 1943 г., когда Белгород был освобождён от фашистских захватчиков и местные жители потянулись к мирной жизни, возобновила свою работу городская библиотека, почти весь фонд которой был уничтожен оккупантами. Часть книг спасла библиотекарь Мария Иосифовна Северинова, зарыв их в землю. Они-то и стали основой фонда абонемента вновь открытой городской библиотеки, В 1955 г. отдел абонемента стал структурным подразделением только что образованной Белгородской областной библиотеки.

Зачем и кому нужен абонемент областной библиотеки?
В последние годы от отдельных библиотечных специалистов можно услышать, что в современных условиях функционирования крупных универсальных научных(УНБ) библиотек абонемент в качестве самостоятельного подразделения не нужен. Он важен для городской, но не для областной (краевой) библиотеки. Этот довод представляется неубедительным прежде всего потому, что с развитием региональных центров, усложнением задач их отраслевых подразделений, превращающихся де факто в научные центры, предельно углубляется их специализированный характер. Абонемент с его универсальными ресурсами и множеством функций — просвещенческой, познавательно-обучающей (прежде всего культуре чтения, основам медиаграмотности), релаксационной, досуговой и другими — играет в УНБ интегрирующую роль. Он становится тем пространством, где осуществляется неформальное общение людей разных возрастов, профессий, взглядов. Имеются в виду те самые межкультурные коммуникации, формирование которых, по свидетельствам ведущих библиотековедов, составляет главное предназначение современной публичной библиотеки.
Абонемент областной библиотеки — регионального методического центра в идеале призван выполнять и другую — моделирующую роль, быть своего рода образцом для организации обслуживания читателей других публичных библиотек региона, идёт ли речь о принципах расстановки фондов, экспонировании книжных и иных выставок, использовании современных приёмов дизайна и, конечно, методов непосредственного взаимодействия с пользователями.
Ещё одним доводом в пользу абонемента становятся показатели роста числа читателей за последние 30 лет.

Число постоянных читателей с 1976 по 1982 г. выросло в два раза до 11 тысяч (пик!), затем менялось синусоидно, пока в последние годы не стабилизировалось на значении около 8 тысяч. Все эти взлёты-падения вполне объяснимы: спад приходится именно на тот период, когда библиотечные фонды перестают пополняться новой литературой в достаточном объёме.
Состав постоянных читателей по категориям менялся в зависимости от тенденций в развитии региона. В 1970-е до 40% записавшихся были рабочими; служащие и инженерно-технические специалисты составляли до 30% всех читателей, 20% — студенты и учащиеся,
10% — пенсионеры.
1980-е отмечены расширением спектра специальностей в учебных заведениях, что привело к увеличению среди читателей АБ студентов и учащихся — 50%. В этот период происходит резкое уменьшение числа читателей-рабочих. С начала 1990-х годов, в связи с экономическими изменениями, когда многие предприятия перестали существовать, появилась новые категории читателей — безработные, индивидуальные предприниматели, фактически до минимума сократилась категория рабочих. В настоящее время самые многочисленные группы читателей — это студенты и специалисты (кроме преподавателей), соответственно 37% и 36%, 10% составляют пенсионеры, около 9% — преподаватели.
Любопытны обобщенные статистические данные 60-ти лет работы абонемента — студенты и учащиеся в среднем составляли — 50% всех читателей, специалисты — до 30%, рабочие специальности — около 10%. Кстати, эти цифры наглядно демонстрируют, что самой читающей группой населения в регионе, да и в стране, в целом, является молодёжь.

Ольга Сергеевна Иващенко, заведующая отделом абонемента БГУНБ