В последние годы на страницах профессиональной печати ведутся дискуссии о значимости методической деятельности, об её сути, которая проявляет себя в разных аспектах — методической поддержке, помощи, обеспечении, экспертной оценке, руководстве и т. д. В Белгородской области никогда не стоял вопрос о прекращении этой работы, которую мы позиционируем как одну из статусных характеристик и смысловую доминанту Белгородской государственной универсальной научной библиотеки (БГУНБ).
Методическая функция возложена на библиотеку областным законом от 28.10.1999 г. №81 «О библиотечном деле в Белгородской области» и закреплена в виде государственного задания «Организация предоставления методической помощи муниципальным библиотекам Белгородской области», утверждённого постановлением правительства Белгородской области в 2011 году. В отличие от многих других библиотек БГУНБ не меняла наименование методического отдела, которому в этом году, как и самой библиотеке исполняется 60 лет. В 1969 г. это название было усилено до научно-методического: в эти годы методическая служба осознаёт себя как институция, в основе которой лежит использование научных методов, в первую очередь, творческого анализа деятельности муниципальных библиотек региона.
Социальные роли методических служб
Характер взаимоотношений с этими библиотеками методисты определяют как партнёрство — соучастие (фр. partenaire — участник) в совместной деятельности, цель которой содействовать соблюдению конституционных прав жителей региона на свободу получать информацию (Ст. 29 Конституции РФ), участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (Ст. 44). Постановка таких высоких целей даёт дополнительный импульс партнёрству, которое в равной степени распространяется на специалистов муниципальных методических служб и библиотекарей филиалов.
В то же время главная библиотека региона выступает не просто партнёром своих коллег. Участие методического центра в формировании региональной библиотечной политики позволяет рассматривать её в качестве одного из факторов методического руководства. Поскольку в основу библиотечного строительства Белгородчины положен принцип территориальной библиотечной целостности, единства целей развития и многообразия форм региональной библиотечной деятельности, методическая деятельность выступает средством, обеспечивающим единство библиотечной сети при сохранении ее внутреннего разнообразия.
Коль скоро одна из задач методических служб — помощь в осуществлении библиотечной политики региона, встаёт вопрос: как соотносятся региональные аспекты и базовые элементы федеральной библиотечной политики, в том числе её методическая составляющая?
В современной ситуации, характеризуемой отсутствием вертикали управления методическим процессом, централизации системы методических учреждений в стране, у регионов появляется возможность выстраивать свою библиотечно-методическую концепцию, развивать творческий потенциал методических служб, усиливать их инновационную составляющую. РБА и методические службы федеральных библиотек, в свою очередь, предоставляют регионам возможность обмениваться методическим опытом, на основе имеющихся региональных практик вырабатывать общую концепцию деятельности библиотек, определять нормативные характеристики функционирования методических систем разных областей и краёв. Логично включить в перечень полномочий вертикали разработку единой российской шкалы оценки эффективности деятельности методических служб.
Светлана Алексеевна Бражникова, заместитель директора по научной работе БГУНБ

