Информационная деятельность современной библиотеки обусловила не только инновационные преобразования в содержании, организации и методах её работы, но и формирование новой профессионально-личностной позиции самого библиотекаря. Таким образом, весь комплекс изменений, помимо инструментально-прикладного, стал носить этический, «имиджевый» характер.
Как явствует из основного требования современной государственной политики (достижение учреждениями уровня, отвечающего нуждам и потребностям общества информационной эпохи), библиотечные работники в будущем должны стать проводниками в коммуникационные технологии, аналитиками информационных ресурсов, веб-архиваторами и инструкторами по освоению инфосреды, — то есть высшей стратой, монопольно владеющей основным хозяйственным ресурсом — информацией и знаниями. Это не «нас чарующий обман» библиофутурологии, а реальность сегодняшнего дня, при условии осуществления целенаправленного, продуманного курса на «меритократизацию» профессии в массовом сознании, то есть:
• возвращение ей статуса «элитарной»;
• создание начальных условий для объективно одарённых библиотечных специалистов, рассчитывающих занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции;
• обеспечение библиотеками интеллектуального развития информационного общества.
Главная черта современного общества как информационного состоит в том, что оно занимается производством, распространением и хранением информации. Исследовавшие эту тенденцию Р. Даррендорф называет такое общество посткапиталистическим, А. Этциони — постмодернистским, К. Боулдинг — постцивилизационным, Г. Кан и П. Дракер — постэкономическим, А. Ашкеров — экспертократическим. Если описывать библиотечную институцию в рамках концепции П. Дракера (управление знаниями), исследующей проблему использования интеллектуального капитала, то библиотека — это интеллектуальный институт, который концентрирует в себе всю совокупность процессов, приёмов, методов и технологических средств, обеспечивающих свободную циркуляцию знаний, а также их активный сбор, организацию и передачу информации внутри самой организации.
Общественный прогресс сегодня определяется, прежде всего, процессом накопления знаний. Библиотекари, в свою очередь, исстари выступали в роли посредника между знаниями и народом; именно библиотеки вводят новые знания в практику обслуживания и учебного процесса и предоставляют населению возможность использования информационных продуктов и информационно-коммуникационных технологий в образовательных, досуговых, развлекательных целях. Концепция «общества, основанного на знаниях» подразумевает «дальнейшее наращивание потенциала для идентификации, обработки, преобразования, распространения и использования информации в целях развития человека и общества». Однако знание — это «не только организованная, но и организующая система. Речь идёт о том, чтобы понять знание как условие и одновременно критерий упорядоченности социального бытия, обретающего таким образом не только нацеленность, но и структуру».
Библиотека как субъект управления знаниями имеет определённые от других субъектов отличия:
• познавательная деятельность, ориентированная на творчество и не связанная с определяющей ролью экономических мотиваций;
• инновационная деятельность, не ориентированная на получение экономических прибылей;
• рассмотрение новых коммуникативных сред и ресурсов как условия бескорыстного взаимодействия, основанного на интересе к самому процессу коммуникации, а не как предпосылки предпринимательства.
Но главное — библиотечный институт не идёт по пути коммерциализации процесса передачи знаний в целом, предполагающей в качестве конечной цели любой интеллектуальной деятельности извлечение прибыли, а не создание новых форм само/образования.
Анна Валерьевна Абитова, библиотекарь МБУК «ЦБС г. Казани» Детская библиотека-филиал № 45, автор блога «Философия постсовременной библиотеки»

