Библиотека — это, прежде всего, феномен культуры, имеющий древнюю историю, поскольку в любое время она была духовным центром, святилищем, храмом и т. д. для «посвящённых». Именно поэтому процессы модернизации и реформирования библиотечной отрасли происходят так тяжело и сложно.
В наши дни тотальной прагматики положение библиотеки особенно неоднозначно, поскольку испокон веков не была предназначения быть составляющей экономических отношений. К примеру, в былые дни ценность библиотеки определялась полнотой и качеством наполнения её фондов. Однако время внесло коррективы: понятие «ценности» сменилось понятием «успешности», экстраполированном из бизнес-среды.
Отметим, что последняя является основополагающей в нашем обществе. По существу, на современном рынке идёт борьба торговых марок и их рекламных образов за место в сознании покупателей. Результатом является присутствие в поведении индивидуальных потребителей эмоциональных мотивов, которые зачастую преобладают над рациональными1. Таким образом, на предпочтение людей влияют совершенно иррациональные, подчас даже абсурдные мотивы. При этом под понятия «товар» и «услуга» чётко подпали все сферы человеческой жизни, в том числе и культура, — процесс вполне закономерный, так как сейчас на создание любого её продукта идут, кроме интеллектуальных (духовных), и технические (материальные) ресурсы. Например, создавая ту или иную кинематографическую ленту, голливудская студия подсчитывает её допустимый бюджет, будущую окупаемость, гонорары актёров и пр. При этом хороший и качественный сценарий, а также яркая и живая «картинка» — не элементы «творения», а компоненты «товара». Последнее, позволяет сделать вывод, что в наши дни культурная сфера особенно зависима от сферы экономической, то есть бизнеса.
Конечно, антропоцентричность культуры — бесспорная данность. Однако, как правило, она является постулатом, изучение всей полноты которого ограничено достаточно жёсткими рамками, особенно в контексте определённой её сферы, в частности библиотечного дела. Последнее, как мне кажется, особенно сильно страдает от этой проблемы. Так, библиотечные исследования (не важно какого характера: теоретического, практического, комбинированного, межпредметного, интегрированного и пр.) — это, как правило, стандартная работа, концентрирующаяся на обобщенной, либо частной проблеме. Отметим, что и в первом, и во втором случае присутствуют так называемые слепые зоны (не актуализированная проблематика), которые приводят к неполноте таких исследований, их фрагментарности и мозаичности.
Михаил Угаров — один из главных реформаторов российского театра, как-то заметил, говоря о театральном искусстве, что для него сейчас характерно вертикальное сознание, в то время как необходимым для дальнейшего развития является горизонтальное2. Под этими понятиями режиссёр имел в виду сосредоточенность культуры (в самом широком смысле, то есть культуру как всеобщее наследие человечества, всё созданное людьми) на оси «вертикали»: крайним сторонам максимализма (белого или чёрного), с которым реальность имеет очень мало общего.
Можно сказать, что развитие любой отрасли (и науки в том числе) и творческая (как и рабочая) деятельность разума в целом требуют разновидности свободы, которую можно было бы охарактеризовать как внутреннюю свободу. Это — свобода разума, заключающаяся в независимости мышления от ограничений, налагаемых авторитетами и социальными предрассудками, а также от шаблонных рассуждений и привычек вообще3. Имеется в виду, что библиотечная отрасль достаточно догматична и закостенела в «ареале» своей проблематики, так как «поле» научных изысканий в ней чётко очерчено. Однако, по моему мнению, такая граница — это прокрустово ложе, подгоняющее исследования под определённую норму и, как правило, последнее касается, как уже упоминалось, библиотечной практики и теории. При этом первое, обычно, рассматривается очень локально, и часто без взаимосвязи со всем спектром проблематики, а второе — обобщённо, что делает его не пригодным для практического применения. Это же касается любой актуальной проблемы этой сферы: информатизации, доступа к информации, реформирования и пр.
Алексей Валентинович Довгань, начальник отдела библиотечно-информационных систем, Украинский институт нормативной информации, кандидат филологических наук, г. Киев
1 Капустина Л. М. Ко-брендинг в системе маркетинговых альянсовых компаний: монография / Л. М. Капустина, Н. В. Хмелькова; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. — 209 с. — С. 45–46.
2 Угаров М. «Жизнь невозможно структурировать»: [беседа с российским кино- и театральным режиссёром / вёл В. Ченский] / М. Угаров // Комп&ньон. — 2013. — 6–19 дек. (№45/46). — С. 54.

