Третий год в Чувашской Республике работает «Школа юного театрала». Сначала это был специальный городской проект (г. Чебоксары), затем к нему присоединились школы соседних Новочебоксарска и Чебоксарского района. «Причём тут театр и библиотека?» — скажете вы. А вот причём. Всем известно выражение, что театр начинается с вешалки; «Школа юного театрала» начинается с… книги.
Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека с самого начала включилась в реализацию проекта «Школа юного театрала», так как является участником тьюторской стажировочной площадки «Сетевое взаимодействие учреждений культуры и образования» мастерской «Личностно ориентированное обучение» Ассоциации педагогических работников г. Чебоксары «XXI век». Руководитель мастерской — педагог МБОУ «НОШ №1» г. Чебоксары Татьяна Николаевна Андреева и инициировала данный проект.
И действительно, занятия «Школы юного театрала» начинаются с книги. Это объяснимо, ведь в основе спектакля в театре лежит литературное произведение — пьеса или сценарий, музыкально-драматические сочинения, основанные в том числе на литературных произведениях.
Цель занятий: развитие личности ребёнка, повышение общекультурного уровня детей через ознакомление и приобщение к наследию мировой и российской культуры на основе книги, театральных постановок.
Задачи: расширение информационного, образовательного пространства для детей через создание развивающегося взаимообогащающего сетевого взаимодействия учреждений культуры и образования; развитие мотивации к познанию и творчеству.
В настоящее время участники «Школы юного театрала» — дети младшего школьного возраста, но уже в апреле к проекту присоединятся дошкольники, да и вырастающие из начальной школы ребята не спешат покидать проект.
В рамках проекта дети сначала читают книгу, по мотивам которой поставлено театральное представление, а только потом смотрят сам спектакль. Таким образом, к посещению спектакля ребята уже были знакомы с литературным текстом, с героями произведения и уже представляют своё видение героев в творческих работах. И во время спектакля такие зрители максимально внимательны: ребята вглядываются в знакомые образы (происходит узнавание героев), сравнивают литературное произведение и его художественную интерпретацию в театре. Дети, по сути, второй раз «прочитывают» книгу, проживают жизнь на сцене с уже знакомыми им литературными персонажами, а это ведёт к глубокому восприятию и литературного произведения, и театрального действия. У ребят появляется личностное отношение к тексту, а это, в свою очередь, ведёт к устойчивому усвоению знаний.
Вера Васильевна Дилек, заведующая отделом обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста Чувашской республиканской детско-юношеская библиотеки, г. Чебоксары

