Есть мнение, что современные дети читают мало. Но мы, библиотекари, видим несколько иную картину. Разумеется, нельзя сказать, что в «отдельно взятом государстве», нашем Междуреченске, мы справились с проблемой, но… Читающие дети — есть! Их не так уж мало. И взрослый человек, попадая в нашу библиотеку, восклицает: «Надо же! Сколько у вас детей! А я думал…»
Нашей детской библиотеке 56 лет, мы чуть моложе нашего небольшого, стотысячного шахтёрского городка. Все эти годы Городская детская библиотека была Центром чтения, центром приобщения детей к книге, настоящим проводником в мире литературы для детей. В её стенах всегда слышны детские голоса. Конечно, методы работы меняются, но основное — книга и ребёнок — незыблемо!
Радостное чтение — для малышей
Ещё десяток лет назад существовал устойчивый стереотип: ребёнка можно записывать в библиотеку лет в 6–7, перед школой или уже в первом классе. Редко кто из родителей приводил ребёнка в библиотеку в трёх–пятилетнем возрасте. Читателей-дошкольников всегда было не так уж много. Чтение ребёнка дошкольного возраста полностью зависело от родителей: читающая семья — читающий ребёнок. Мы давно уже задумывались над тем, как изменить ситуацию, а когда создавали Программу развития библиотеки на 2005–2006 гг., как задачу внесли туда создание отдела «Дошколёнок». Сегодня этот отдел — гордость системы!
(Вот и сейчас, когда пишу эти строки, из фойе доносится в очередной раз громкий плач маленького читателя, не желающего покидать библиотеку!)
В молодой семье появляется ребёнок, и с ним — множество вопросов, на которые сложно ответить. Зачастую молодые мамы не знают даже, куда обратиться, кроме интернета или врача-педиатра (если вопрос касается здоровья малыша). Бабушки тоже не всегда понимают проблемы современных деток. Вот и пошли к нам молодые родители. А мы пошли к самым главным «поставщикам» читателей — к будущим мамам в Центр планирования семьи. Радует, что немало будущих мамочек очень серьёзно готовится к материнству, и уже во время беременности их заботит развитие малыша — и не только физическое, но и интеллектуальное. Чтение до рождения и чтение для «топотушек» — основная тема разговора с ними. За восемь лет сотрудничества информацию в Центре планирования семьи получили 890 будущих мам. И уже после родов в течение 1–2-х месяцев они записывают в библиотеку своего малыша. Часто в отделе звучит фраза: «Помните, в Центре планирования семьи вы говорили, что у вас есть информация… о льготах молодым семьям, и т. д.»
В день библиотек с 2005 г. мы проводим Акцию «Начни жизнь с книги — подарок новорожденному», идём в роддом с подарками для мам и малышей — книжками и буклетами о библиотеке.
У нас за эти годы появилось на свет 38 «крестников» — все они наши читатели, кое-кто уже учится в школе. И, если первые годы работы отдела у родителей ещё преобладали стереотипы, и они говорили: «Нам два года, и нам, наверное, ещё рано в библиотеку?», то сейчас картина существенно изменилась. Редко спрашивают: «Не рано ли?», чаще — «Мы слышали, что у вас…» А что у нас?
А у нас: Школа раннего развития «Аистёнок», кукольный театр «Лучики», клуб для молодых родителей «Мой кроха», множество развивающих книг и игр для малышей, литература и периодика для родителей, встречи с логопедами, воспитателями, психологами.
Школа раннего развития «Аистёнок» — это еженедельные занятия для домашних малышей от двух до шести лет, среди них дети из многодетных семей, которые получили статус семейных детских садов. На занятиях в библиотеке создана благоприятная атмосфера для детского творчества. Герои прочитанных книг на каждом занятии становятся объектами изображения для рисования или лепки. Самое главное на этих занятиях — книга и общение с ребёнком глаза в глаза. И огромная работа библиотекаря по приобщению дошколят к чтению, к книжке. Очень важный момент — родители не только присутствуют на каждом занятии, но и принимают активное в нём участие. Такие совместные занятия помогают сдружиться деткам, родителям и библиотекарю. Родители таким образом учатся общению с собственным ребёнком, учатся сами правильно организовывать досуг своих детей.
Лариса Васильевна Петрищева, заместитель директора по работе с детьми Муниципального Бюджетного Учреждения Культуры «Междуреченская Информационная Библиотечная Система», г. Междуреченск (Кемеровская область)

