Опыт библиографии детской литературы: от первых журналов до электронной базы данных

Говоря о библиографии детской литературы, нельзя не упомянуть о двух её направлениях: научно-вспомогательной (текущей и ретроспективной) и рекомендательной. История развития библиографии насчитывает много лет, и естественно, что оба направления шли рука об руку многие годы, дополняя друг друга.
Совершим небольшой экскурс в историю развития библиографии детской литературы в нашей стране. Возникновение библиографии литературы для детей и юношества как самостоятельного направления начинает определяться к 60-м гг. XIX века. Возникают новые педагогические журналы, такие как «Воспитание», «Русский педагогический вестник», «Учитель», где появляется библиографическая информация о книгах для детей и подростков. Создаётся первый библиографический журнал по детской литературе — «Библиографический указатель» под редакцией А. Н. Острогорского.
Родоначальником библиографии для детей и юношества является видный педагог, общественный деятель, критик, библиограф Феликс Густавович Толль. Его указатель «Наша детская литература. Опыт библиографии современной отечественной детской литературы, преимущественно в воспитательном отношении» был адресован руководителям детского чтения. Надо сказать, что Ф. Г. Толль старался вводить в детско-юношеское чтение книги многих жанров, но особое внимание уделял религиозно-нравственной литературе, что отражало его личные убеждения. Несмотря на то, что его указатель носил ярко выраженный рекомендательный характер, в 60-х гг. это было единственное библиографическое пособие, позволяющее иметь представление о книгоиздании детской литературы. До выхода указателя Толля детская литература учитывалась в общих библиографических указателях, издательских и книготорговых каталогах.
Известным был указатель «О детских книгах», изданный книжным магазином С. Скирмунта и напечатанный Т-вом И. Н. Кушнеревъ и К° в Москве. Это пособие представляло собой указатель книг, вышедших до 1 января 1907 г. и рекомендованных для чтения детям 7–16 лет. Непосредственно читателям-школьникам был адресован указатель И. В. Владиславлева «Что читать детям?», выпущенный в 1910 году. Большое значение имел изданный Н. А. Рубакиным указатель «Среди книг», в котором нашли отражение книги для детей и юношества. Надо сказать, что Рубакин выдвинул теорию свободного выбора и чтения литературы ребёнком. Для того времени это был достаточно прогрессивный взгляд, так как Рубакин призывал юного читателя мыслить самостоятельно, а за наставником, руководителем чтения оставлял право оказывать консультационную помощь, учитывая при этом возрастные, психологические особенности, жизненный опыт и уровень интеллектуального развития.
В области рекомендательной библиографии литературы для детей и юношества в начале XX века были широко известны имена А. И. Лебедева, Н. А. Малиновского, А. Е. Королькова, Н. В. Чехова и др. Все они внесли вклад в развитие критериев оценки и отбора литературы для детей.
В советское время библиографией детской литературы начинает заниматься Научно-исследовательский институт библиотековедения и рекомендательной библиографии при Наркомпросе.
В 1929 г. был опубликован ретроспективный указатель О. В. Алексеевой «Библиография русской детской книги. 1717–1854 гг.», получивший большое признание и сохранивший научную ценность. Продолжил развитие научно-вспомогательной библиографии для детей и юношества и создал ретроспективные указатели И. И. Старцев (1896–1967), известный библиограф, журналист, издательский работник.

Наталия Станиславовна Рубан, заведующая научно-библиографического отдела РГДБ