Интернет — неотъемлемая часть жизни современного ребёнка. Его роль в детской и подростковой культуре уже неоспорима. Для современных детей он стал важной частью повседневной жизни наравне с общественным транспортом, телевизором и бытовой техникой.
Сегодня интернет используется школьниками не только для отдыха и общения, но и для учёбы, с познавательными целями, для саморазвития. В то же время нельзя забывать о том, что среди широкого спектра возможностей для саморазвития, образования и обучения, самовыражения, общения, творчества и развлечения, в интернете существуют и определённые риски. В связи с этим важно получить достоверную информацию о том, где они находятся в интернете, а также иметь ясные критерии для оценки степени опасности содержания тех или иных сайтов для детей. Актуальным является вопрос и о качестве существующего в интернете контента, и его соответствии потребностям подростков.
В 2012 г. Общероссийская общественная детская организация «Лига юных журналистов» провела исследование на тему «Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства»1. Результаты исследования показали, что число интернет-пользователей в период с 1998 по 2012 г. возросло в 4,5 раза (с 19,7% до 93,1%).
В настоящее время наблюдается изменение в досуговых практиках юных россиян: роль телевидения в жизни подростков стабильно снижается (на 20,5% за последние 14 лет), а на первое место выходит общение с друзьями (68,5%). Третью и четвёртую строчку занимают компьютерные игры (47,3%) и обмен информацией по интернету (46,7%). Это наглядно показывает, что информационное общение благодаря интернету выросло почти в четыре раза за 14 лет.
В последние годы теме качества контента, отбору позитивного контента для детей, сбору и формированию различных «белых списков» стало уделяться всё больше внимания. Сегодня существуют разные подходы к этой проблеме, некоторые из которых рассматриваются в этой статье.
Несмотря на всю важность и актуальность темы, в современной науке не существует единого подхода к определению термина «контент», его особенностей и содержания. Одно из определений гласит: «Конте́нт (англ. content — содержимое) книжн. Содержание книги, статьи, пьесы»2, другое определение звучит так: «Конте́нт (лат. content — содержание), информационное наполнение сайта — тексты, графическая, аудио-, видеоинформация, а также вообще информационное содержание газеты, сборника статей, материалов, телепрограмм»3.
Однако в Федеральном законе №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»4 слово «контент» не употребляется вовсе и даётся определение термину «информация»: «Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». В нашем исследовании под контентом понимается информационно-содержательное наполнение сайта (тексты, графическая, аудио-, видеоинформация и пр.), отвечающее целям его создания и учитывающее возрастные и интеллектуальные потребности и особенности целевой аудитории.
Александра Юрьевна Губанова, магистр социологии, научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, Москва
1 Результаты социологического исследования «Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства» // Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oprf.ru/press/news/2012/newsitem/20132
2 Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. — Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2009 года.
3 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://megabook.ru/
4 Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Официальный сайт издания Российская газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html

