Весь мир состоит из медиа и информации, с помощью которых осуществляется коммуникация всего со всеми. Эта простая мысль лежит в основе современного медиа-информационного образования или МИ-образования, как его можно называть коротко. В данной статье мы будем использовать также традиционный термин «медиаобразование», который принят на международном уровне.
Долгое время в медиаобразовании развивались, боролись, сосуществовали и по-прежнему продолжают сосуществовать два подхода — педагогический и гражданский, которые представляют собой определённый способ понимания медиаобразования, основные точки зрения или принцип деятельности.
Педагогический подход, как известно, понимает медиаобразование как направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.). В основе этой концепции лежит комплекс знаний, умений и навыков работы с медиатекстом. Основной императив данного подхода к медиаобразованию — обучать.
Сторонники гражданского подхода, понимая некоторую архаичность, заключённую в традиционной дидактике, делают акцент на правах человека и доступе к информации. Данный подход строится на идее демократии и свободы слова, её ключевой принцип — обучаться. Автор этих строк некоторое время также был приверженцем данного подхода.
Влияние либо взаимодействие между субъектом и объектом медиаобразования в том и другом подходе осуществляется либо вертикально, либо горизонтально, но в любом случае линейно. Медиа при этом понимаются как нечто внешнее по отношению к личности, направленное на её сознание, мировоззрение, поведение. Принято считать, что под воздействием медиаобразовательных технологий должен повышаться уровень медиа-информационной грамотности человека, личность должна меняться согласно заданным условиям.
Однако сегодня, очевидно, что мы вошли в эпоху сетевой коммуникации, мозаичной культуры, когда трансформируются социальные роли и отношения, способы получения информации, системы социализации и образования. Американский теоретик в области медиа Дж. Гербнер видел целью медиаобразования «расширение свободы и разнообразия коммуникации, для развития критического понимания медиа как нового подхода к либеральному образованию»1. Нам представляется этот подход весьма актуальным и более адекватным современным реалиям.
Более того, сегодня на исследовательскую повестку дня выходит экологический подход к медиаобразованию, требующий понимания, какое место занимает человек в «пищевой» коммуникативной цепочке, где информация выступает ресурсом для существования индивида и сам человек является частью коммуникационного универсума. Человек есть медиа, и все другие медиа пронизывают его.
Понятие «информационно-коммуникационный универсум» уже описано в работах И. М. Дзялошинского, который отмечает, что первоначальный смысл категории «универсум» связан с представлением о существовании некоего предельного синтеза, позволяющего соединить все частности и аспекты в определенное единство. «Концепция универсума связана с представлением о мире самоорганизующихся систем, включая самоорганизующегося человека, что позволяет уловить связь между сферой природы, сферой познания и сферой жизни человека… Всё большее количество исследователей приходит к мысли, что медиасистемы — это не только средства передачи информации; они обладают собственной смыслообразующей, мирообразующей тенденцией, порождающей специфические культурные практики, для осмысления которых философам и культурологам надо искать новые языки и методы»2.
Ирина Владимировна Жилавская, заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, кандидат филологических наук
1 Gerbner G (1995) / Educators Activists Organize to Promote Media Literacy in U.S. In: The New Citizen. — 1995. — Vol.2, №2.
2 Дзялошинский И. М., Дзялошинская М. И. К вопросу о понятийном аппарате медиаисследований // Медиаскоп. — 2014. — №4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1658 (дата обращения: 30.03.2015).

