Из последних могикан

К юбилею Е. Н. Томашёвой
Поздравляя с юбилеем Елену Николаевну Томашёву — моего надёжного друга по профессии и по жизни — казалось бы, чего проще рассказать о ней. Ведь её хорошо знаешь, с ней десятилетия проработала бок о бок на кафедре детской литературы и библиотечной работы с детьми СПбГУКИ, встречались семьями, ездили вместе в командировки и за грибами в лес, делились сокровенным, советовались по кулинарным рецептам и по сложным библиотечным проблемам. А не тут-то было!
Чем больше знаешь, чем ближе прикипел к человеку душой, тем труднее, ведь человек многогранен. Ухватишь одно — упустишь другое. Даже если предстоит рассказать об этом человеке в профессиональном журнале, очертить её портрет только с точки зрения библиотечного дела, то и тут не всё просто. Елена Николаевна не обычный библиотекарь — она библиограф детской литературы, автор учебника по этому предмету, она практик и теоретик в области рекомендательной библиографии для детей. Она краевед, корнями ушедшая в народную стихию, рассмотренную с библиотечных позиций. А там, где краевед, там и патриот-соотечественник, любящий свой народ, стремящийся помочь ближнему. Она представитель Петербургской библиотечной школы, и член ассоциации петербургских библиотек. Она публицист, смело ставившая проблемные вопросы библиотечной жизни на страницах специальных журналов. Она талантливый преподаватель — педагог, без малого полвека отдавшая служению этой профессии и этой кафедре, ставшая стержнем кафедры, её объединительным центром, её историком. Она обладатель редкого дружелюбия в общении с любым, даже самым ершистым членом кафедры, или проблемным студентом, способная о каждом сказать доброе слово, заметить в нём те человеческие чёрточки, которых другие не увидели. Её хобби — самостоятельное изучение иностранных языков, которое увлекло её под влиянием сына — профессионального переводчика.
О библиотечной стезе Елены Николаевны уместно начать разговор с того момента, как она, с отличием закончив Саратовский библиотечный техникум, приехала в Ленинград и поступила в ЛГБИ им. Н. К. Крупской. Получив высшее образование и специальность библиотекарь-библиограф высшей квалификации, она в 1961 г. отправилась по распределению в Калининград, в областную детскую библиотеку, получив должность библиографа детской литературы и проявив себя более всего в области рекомендательной библиографии для детей. За три года работы, ею было создано несколько библиографических пособий. Среди них — указатели для детей «Стихи калининградских поэтов» и «Здравствуй, океан», путеводитель для родителей «Окно в мир познавательной литературы». Там же она попробовала свои силы и сфере культуры чтения, рассмотрев его организацию на примере детских библиотек города Советска Калиниградской области.

Пристрастившись к краеведению и рекомендательной библиографии, приобретя опыт в этой области, вернувшись в Ленинград в 1964 г., она поступила в аспирантуру нашего института, избрав темой диссертационного исследования «Краеведческая библиография детской литературы».
Путём наблюдений, бесед, анкетирования ею проведено изучение использования библиографических пособий о крае в библиотеках и школах. Защитив успешно диссертацию, в 1970 г., она была зачислена ассистентом кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми, где на первых порах увлеклась темой «края» в дореволюционной библиографии детской литературы. В 1972 г. в серии материалов к изучению спецкурсов под редакцией Н. Н. Житомировой ею был создан материал к спецкурсу «Краеведческая библиография детской советской литературы», а через несколько лет — пособие «Современное состояние рекомендательной библиографии детской литературы (ЛГИК, 1978).
С момента преподавательской работы на кафедре, сначала в качестве ассистента, а вскоре и доцента, начался новый этап её профессиональной деятельности. В орбиту её интересов постепенно входит психология, педагогика, книговедение, читателеведение, литературоведение. В 1983 г., включившись в кафедральное исследование «Дифференцированное руководство чтением детей», она занялась разработкой проблемы круга чтения школьников, его состава. Всё созданное до этого времени дало основу взяться за учебник для студентов библиотечных факультетов институтов культуры и педагогических вузов. Учебник «Библиография литературы для детей» в соавторстве с Е. Ф. Рыбиной и под редакцией известного библиографа С. А. Трубникова вышел из печати в 1984 году. Учебник ставил задачей вооружить студентов знанием теории, истории, организации и методики библиографической работы в области детской литературы, подготовить их к практической деятельности в условиях детских и школьных библиотек. Все основные главы, в том числе вводные, были созданы Е. Н. Томашёвой. Сильной стороной учебника, как отмечали рецензенты, была связь библиографии с библиотековедением, педагогикой, информатикой, литературоведением и критикой, книговедением, социологией и социальной психологией. Общенаучный взгляд на библиографию детской литературы обеспечил учебнику успех и долговечность. Не случайно на конкурсе научных работ за 1984 г. учебник получил первое место в серии работ по специальным дисциплинам. По этому учебнику студенты учились до последнего дня существования кафедры.
Удивительная профессия — библиограф. Это и книговед, и педагог, и психолог чтения, и писателевед. О последнем из названных составляющих качеств Елены Николаевны можно было бы написать отдельную статью. Это качество обнаружилось в ней, когда она участвовала вместе с другими членами кафедры в создании справочника для учителей начальных классов «Очерки о детских писателях» (1999). Ей принадлежат статьи о писателях П. Бажове, Е. Бианки, И. Демьянове,
Д. Мамине-Сибиряке, Н. Матвеевой, Г. Сапгире, И. Токмаковой. Мало того, Елена Николаевна приняла участие в создании университетского издания, двухтомника-справочника «Литературный Петербург» (2000), где её перу принадлежат очерки о Н. Ходзе,
А. Крестинском, Н. Чарушине, И. Горбунове-Посадском и других.
Как библиограф-педагог, она проявила себя в профессиональном разговоре о книгах-игрушках для детей, о развивающих играх для малышей, одна из первых заговорила о неоднозначной роли компьютерных игр в жизни подростков, отделив в них зёрна (развивающие игры), от плевел — «умственных протезов». Она одна из первых заговорила о моральной ответственности создателей компьютерных игр для детей и подростков. Как только появились в детских библиотеках компьютеры, Елена Николаевна, оперативно взялась за разработку информационно-культурного пространства для детей и юношества, за поиски возможностей расширить его за счёт комплектования электронных изданий, за необходимость изменения профессионального сознания библиотекарей в новых условиях. Она рассмотрела растущее поколение от 14 до 30 лет с точки зрения общения в электронных сетях, выделив в нём три группы — «элитарные», «обделённые», «потерянные», очертила специфику каждой группы с точки зрения информационных запросов и интересующих их проблем, показала роль библиотекаря-профессионала в общении с каждой группой.
Елена Николаевна Томашёва — обладатель публицистического дара, так нужного в нашей профессии защитника престижа библиотеки, поднимающего социально-значимые проблемы, выходящие за рамки узко профессиональных тем. Примером может служить её статья 1996 г. в журнале «Библиография» — «О стратегии в педагогике и о многом другом», где она говорит о двух взаимоисключающих тенденция в педагогике — стремления к стандартизации, с одной стороны, и к творческому взлёту — с другой. Автор, на анализе лучших педагогических программ показала, как стрелки этих направлений можно сблизить, — стандарт направить на творчество, а творчество превратить в новый стандарт. Уже в этой статье, задолго до того, как эта тема зазвучала в работах Н. И. Гендиной, она поставила вопрос о курсе «Информационная культура для средней образовательной школы», вести который возлагала на школьного библиотекаря.
А теперь о том, что сама Елена Николаевна считает самым главным в профессиональной деятельности — о её преподавательской деятельности на кафедре детской литературы и библиотечной работы с детьми Библиотечно-информационного факультета сначала Института, затем Академии, а после Университета культуры и искусств. Её увлекла работа со студентами, внедрение новых форм в их профессиональное обучение. Она явилась пионером проектной деятельности студентов, игровых форм обучения. Большое внимание уделяла практической деятельности студентов, составления ими разного рода памяток, указателей по избранной теме, устных рецензий на прочитанные ими книг, вариантов рекламы книг. Студентам не было скучно на её занятиях, им импонировал деятельностный характер работы в аудиториях, использование в учебном процессе приёмов КВН, «мозговых атак», деловых игр. Но не забавы волновали Елену Николаевну, а самый серьёзный подход к профессии детского библиотекаря-библиографа. Через пробуждение интереса к профессии она старалась обогатить будущих детских библиотекарей приёмами и методами, способными заинтересовать ребёнка книгой. Задолго до присвоения школьному библиотекарю статуса — «педагог-библиотекарь», она учила будущих детских библиотекарей библиотечной педагогике, делилась тайнами педагогического мастерства. В общении с библиотекарями на страницах журнала «Школьная библиотека» она одна из первых вышла с жанром «мастер-класс».
Особо надо выделить факт создания группой студентов в составе девяти человек под руководством Елены Николаевны путеводителя по ленинградскому сборнику «О детской литературе», существовавшему с 1955 по 1991 год. К 33 выпускам сборника был составлен целый перечень указателей: именной, проблемно-тематический, указатель названий статей. Эта работа была опубликована в №5 журнала «Библиография» за 2008 г., в рубрике «Трибуна исследователя детской литературы» к 75-летию «Детгиза». Надо заметить, что эту работу студенты делали во внеурочное время. Она много им дала в практическом плане. Не случайно студент Марк Кондра из этой группы стал аспирантом, студентка Надя Шакуло, закончив наш институт, получила второе высшее образование.
Кафедра, на которой Елене Николаевне посчастливилось работать преподавателем, — одна из старейших в России. Созданная в 1946 г., она по праву считалась во многих отношениях лучшей кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми в стране. Её руководители были незаурядными личностями, внесшими заметный вклад в детское библиотековедение и в детскую литературу, в подготовку высококлассных специалистов по работе с детьми. Вот их имена: Екатерина Петровна Привалова, Наталья Николаевна Житомирова, Генриетта Ивановна Позднякова. Считая за честь работать под их руководством, Елена Николаевны поставила своим долгом рассказать о них, а через них и о самой кафедре детской литературы и библиотечной работы с детьми. Она стала для кафедры своего рода Фенимором Купером, рассказавшим когда-то в своём романе «Последний из Могикан» о трагедии могучего племени, жившего по берегам реки Гудзон, но в силу разных обстоятельств исчезнувшую с карты мира.
Первый исторический очерк о кафедре Елена Николаевна опубликовала в журнале «Петербургская библиотечная школа» (1998, №2), второй в журнале «Детское чтение» за 2006 год, третий в журнале «Библиотечное дело» (2013, №5). Если первая статья с восторгом говорила о кафедре как школе научного поиска, творческих открытий, развития инициативы студентов, уникальной Приваловской школе, идущей от семейства учёных Капиц, то последняя статья, проследившая историю и современное состояние кафедры, озаглавлена символически: «От расцвета до заката». Эта статья нашла своё место в журнале в общей теме «От какого наследства мы отказываемся?».
Автор безбоязненно указала на виновника гибели кафедры, игнорирующего библиотечную работу с детьми, не понимающего её значения, выступающего против руководства детским чтением и рекомендательной библиографии. На преподавательскую работу на кафедре были приглашены люди, далекие от понимания значения библиотечной работы с детьми. Потеряв свою профессиональную стратегию, кафедра постепенно захирела и канула в Лету. Потеря ориентации кафедры пришлась на период социальной перестройки, на излом эпох. В этот период, осмысливая новые задачи детских библиотек, Елена Николаевна особенно много писала и говорила о сохранении традиций, о памяти прошлого для будущего, о повышении роли рекомендательной библиографии для детей в период рыночного книгоиздания, об особой ответственности библиографов в новой ситуации.
В своём итоговом докладе «Рекомендательная библиография детской литературы в России сегодня» на Международном библиографическом конгрессе (2010), где она вместе с крупнейшим библиографом художественной литературы С. П. Бовиным, создателем уникального указателя «Минувшее меня объемлет живо», вела секцию рекомендательной библиографии, Елена Николаевна особое внимание уделила профессионализму библиографов и их ответственности за круг чтения детей в новой ситуации «свободы без границ». Она указала на несостоятельность позиции, утверждавшей «пусть лучше читают дети страшилки, мистику, про вампиров и другую чушь, чем не читают ничего». Особое внимание она уделила рекламе детских книг в библиотеке, малым формам библиографии, компьютерным играм как средству интеллектуального развития детей. Её доклад, опубликованный в «Трудах Международного библиографического конгресса» в Ч. 1 (СПб., 21–23 сентября 2010) и статья «От расцвета до заката» стали для Елены Николаевны итоговыми. Достигнув совершенства в своем деле, Елена Николаевна добровольно покинула кафедру в 2011 г., увидев её бесперспективность. Подытожив собственный путь в библиотечном деле, она, по существу, подытожила и существование кафедры. Уйдя из института, Елена Николаевна всецело окунулась в заботу о больном муже, реализуя и здесь свой талант милосердия, отдавая себя служению ближнему.
Мы, её друзья, бывшие студенты и аспиранты, её коллеги и ученики, поздравляя Елену Николаевну с 75-летием, от души желаем ей здоровья, долгих лет жизни, успехов в изучении языков, чтобы не угасала её способность радоваться за других и радовать их своей сердечной теплотой, чтобы не знала она устали в желании одаривать окружающих тем, что подсказывает её сердце.

И. И. Тихомирова, кандидат педагогических наук

Верность призванию: к юбилею Е. Н. Томашёвой
Представлять Елену Николаевну Томашёву выпускникам кафедры детской литературы института культуры в Санкт-Петербурге не надо. Её хорошо знают, ценят, любят, помнят как талантливого преподавателя, авторитетного научного руководителя, автора учебника по библиографии детской литературы1. Её перу принадлежат десятки интереснейших публикаций в сборниках ЛГИК, различных областных библиотек, ведущих специальных журналах («Библиография», «Школьная библиотека», «Библиотечное дело»), которые свидетельствуют о её высоком профессионализме, широте интересов, обеспокоенности за любимое дело.
По воле судьбы, мы с Еленой Николаевной практические одновременно стали студентами тогда ещё Ленинградского библиотечного института им. Н. К. Крупской (ЛГБИ), потом аспирантами и преподавателями института. Вместе начинали первые шаги в студенческом научном обществе. Наше общение и наша дружба продолжаются многие годы, поэтому я могу со всей ответственностью утверждать, что Елена Николаевна вошла в число самых признанных преподавателей библиотечного факультета ЛГИК. Она стала не только прекрасным лектором, но и вдумчивым исследователем, самым известным в России идеологом библиографии детской литературы.
Особое место в её творческой биографии занимает краеведческая библиография детской литературы. Истоки её интереса к этому направлению библиографии уходят в далёкие 1960-е годы, когда после окончания вуза она была направлена на работу в Калининградскую областную детскую библиотеку им. А. П. Гайдара.
В библиотеке появились ее первые библиографические указатели для школьников2.
Важным событием стало написание и защита в 1970 г. кандидатской диссертации о путях развития и современном состоянии краеведческой библиографии детской литературы. Впервые глубоко была прослежена история развития этого вида библиографии, выявлены и обоснованы её теоретические вопросы, которые до того времени почти никем не разрабатывались, в частности понятие «край». В диссертации красной нитью проходит мысль, что краеведческая библиография, прежде всего, служит воспитанию гражданственности и патриотизма.
Все дальнейшие работы Е. Н. Томашёвой постепенно углубляли и развивали этот тезис. В 1986 г. она представила для издания учебное пособие «Краеведческая библиотечно-библиографическая деятельность детских библиотек» (89 с.). Пособие открывается эпиграфом В. А. Сухомлинского, который сегодня звучит исключительно актуально: «Самое главное в нашем деле — чтобы в юном сердце жила святыня… Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души — вот в чем высокая цель воспитания». Поэтому свой труд Елена Николаевна подготовила в помощь специализации будущих работников детских библиотек.
Пособие написано основательно, интересно, убедительно. Материал дан по трём разделам, мало разработанным в библиографии детской литературы: методологические основы краеведческой деятельности библиотек, краеведческие библиографические ресурсы детских библиотек, методика составления краеведческих библиографических пособий для детей и руководителей детского чтения. Ценно, что, кроме списка рекомендуемой литературы, приводится список источников для выявления материалов по краеведческой деятельности (более 50 названий). Завершается пособие комплексом приложений, среди которых особенно интересно последнее: экспериментальная модель для подростков по созданию информационной среды по краеведению. В основу модели положены материалы из одной успешной дипломной работы студентки.
Пособие пользовалось большой популярностью у студентов и быстро стало бестселлером. Вспоминаю, когда мы с Еленой Николаевной вели на заочном отделении совместную функциональную специализацию по краеведческой деятельности библиотеки в различных филиалах ЛГИК (Сыктывкар, Новгород, Псков, Советск, Архангельск), студенты устанавливали очередь на прочтение пособия. Им это важно было, прежде всего для практической работы в своей библиотеке. Сегодня можно только очень сожалеть, что закрыты филиалы СПбГИК (ЛГИК), ликвидирована кафедра детской литературы на факультете и специалистов по краеведческой библиографии детской литературы, соответственно, никто не готовит.
Уникальным трудом Е. Н. Томашевой стали «Материалы к библиографии краеведческой библиографии детской литературы: хронологический указатель 1918–1997 гг.», опубликованные в 2002 г. во 2-м выпуске сборника «Развитие краеведческой библиографии детской литературы в России». Сборник был издан по инициативе Нижегородской областной детской библиотеки при поддержке Ассоциации детских библиотекарей России. Работа составителя по подготовке свода библиографических пособий длилась 35 лет. В него вошло более 1000 названий. Этот указатель позволяет каждому теоретику и практику библиотечного дела, студенту и начинающему исследователю, читателю-краеведу найти информацию в соответствии с ожиданиями. Подробная характеристика методики составления указателя, его особенностей содержится в статье Е. Н. Томашёвой «Краеведческие библиографические ресурсы в помощь работе с детьми» (Библиография. — 2007. — №3. — С. 98–105). Конечно, было бы замечательно, если ученики или энтузиасты библиотечного дела повторили подвиг Е. Н. Томашёвой и продолжили этот труд.
Отличительная черта Елены Николаевны как педагога и учёного — новаторство, постоянное стремление к новому, поиск оригинальных идей, тем, форм работы с детской книгой. Её часто можно было встретить в читальном зале библиотековедения РНБ за просмотром новых изданий. Она — непременный участник общероссийских и региональных краеведческих конференций и библиографоведческих форумов. Елена Николаевна — желанный гость и друг в детских библиотеках
г. Санкт-Петербурга. Сошлёмся для примера на её диалог с Валентиной Константиновной Кузнецовой, заведующей библиографическим отделом Центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина, с которой доцент Е. Н. Томашёва постоянно поддерживала и продолжает поддерживать творческие контакты3. Предметом обсуждения стали острые вопросы: компьютеризация деятельности детской библиотеки, создание системы рекомендательных библиографических пособий для детей, подготовка нового учебника по библиографии для детей и юношества, обучение библиотечно-библиографическим знаниям школьников, профессиональная подготовка студентов, открытие в вузе специализации «библиограф-краевед детской литературы». Преподаватель и бывший выпускник стремились обсудить ещё одну важную проблему. Почему порой очень талантливые студенты, приходя на работу в библиотеку, «тускнеют»? Кто виноват? Что может и должен изменить вуз, а что следует пересмотреть библиотеке? Один только перечень вопросов свидетельствует, какой взаимно плодотворной была эта встреча. В процессе диалога Елена Николаевна неоднократно возвращалась к мысли, как важно творческое отношение библиотекаря к своему делу, его стремление постоянно искать и находить нетрадиционные формы работы.
В статье «Краеведческая библиография детской литературы: проблемы развития» (Библиография. — 2003. — №1. — С. 48–54) она снова обращается к поиску к оценке новых форм краеведческих библиографический пособий для детей (CD-ROMы, краеведческие БД, дайджесты, энциклопедии, путеводители). На большой фактическом материале, используя краеведческие издания детских библиотек многих регионов страны, автор с большим знанием дела отвечает на три главных вопроса:
– Для чего должны создаваться краеведческие библиографические пособия?
– Что для этого нужно?
– Какими должны быть эти издания?
В заключение Елена Николаевна Томашёва вновь подчёркивает, что нельзя заниматься краеведческой библиографией, не расширяя постоянно знания о крае, не отслеживая информацию, не изучая новое в образовании и науке.
Призыв к библиотекам стать центрами краеведения и воспитывать в себе чувство нового звучит в статье «Заняться краеведением ещё не поздно!» (Школьная библиотека. — 2007. — № 3. — С. 47–54). Сформулирован и обоснован принципиально важный тезис: патриотизм и краеведение как национальная идея для современной России. Движущей силой реализации этой идеи в условиях библиотеки будет интерес и к традиционным, и к новым темам (церковное краеведение, местный фольклор, русский усадебный мир, краеведческая генеалогия и др.). Необходимо не только понимание библиотекарями-библиографами важности краеведения в развитии культуры и духовности в крае, но и желание работать творчески, в контакте со всеми, кто занят этой работой в крае.
Таким образом, краткий экскурс по публикациям Е. Н. Томашевой показывает, что краеведческая библиография детской литературы нашла в её работах глубокое и многоаспектное отражение, она стала её трибуном. Детские библиотеки, в отличие от взрослых, не имеют своего методического центра по краеведческой работе, поэтому труды Елены Николаевны служат для библиотек и методическими, и практическими пособиями, навигаторами краеведческих знаний. Они будут востребованы ещё долгие-долгие годы!
Пожелаем юбиляру новых достижений и новых публикаций! К сожалению, объективные сложности не позволяют сегодня Елене Николаевне также активно заниматься научной деятельностью, как прежде. Но она уверенно держит руку на пульсе, хорошо знает, чем и как живут детские библиотеки.
У Елены Николаевны есть что сказать библиотекам и будущим выпускникам института культуры. Её талант исследователя и педагога, помноженный на замечательные человеческие качества (порядочность, скромность, доброжелательность, отзывчивость), остаётся востребованным. Я уверена, он принесёт всем нам новые и удивительные открытия!

1 Рыбина Е.В., Томашева Е. Н. Библиография литературы для детей: Учебник / под ред. С. А. Трубникова. — Москва, 1984. — 256 с.
2 Томашева Е. Н. Стихи калининградских поэтов: памятка для учащихся. — Калининград, 1964. — 39 с.; Томашева Е. Н. Здравствуй, океан: рекоменд. указ. лит. для учащихся 7–8 кл. — Калининград, 1966. — 88 с.
3 Связующая нить // Библиография. — 1992. — №3–4. — С. 19–28.

Е. Н. Буринская, доцент СПбГУКИ, кандидат педагогических наук

Масштаб личности
Конечно, сейчас, с точки зрения современности, уже странно воспринимается название моей дипломной работы: «Рекомендательно-библиографическая деятельность библиотек в помощь нравственному воспитанию юношества», написанной под руководством Елены Николаевны. Но, пересмотрев её содержание, понимаю, как много рационального было заложено даже в тех условиях, когда во главу угла ставились указания партии и правительства. Рекомендательная библиография послужила поводом серьёзного исследования психологии чтения юношества, места в жизни молодых людей художественной книги — учебника жизни. Очень хорошо помню саму защиту и последний, самый главный вопрос: «Может ли рекомендательная библиография действительно повлиять на моральный облик читателя?» И свой ответ: конечно же, нет, что только масштаб личности самого библиотекаря и общение с ним может как-то воздействовать на то, воспримет ли подросток (ребёнок) рекомендацию произведений литературы, а через книгу уже и на формирование личности самого читателя. Не откажусь от своих слов и через 30 лет работы в библиотеке. А мне самой, безусловно, очень много дало общение с Еленой Николаевной Томашёвой. Кажется, только вчера я защищала диплом под руководством Елены Николаевны.
А ведь сегодня мне уже больше лет, чем ей было тогда…

Я сейчас понимаю, что Елену Николаевну можно назвать идеалом научрука. Она не только предоставляла полную самостоятельность в раскрытии темы, исследовательской работе, помогала определиться с путями решения проблемы и сделать выводы. Она научила меня азам научно-исследовательской работы, благодаря ей я стала настоящим библиографом, научилась виртуозно осуществлять поиск информации, анализировать и синтезировать её. Это очень помогло мне найти своеобразную нишу в профессии, и уже мои ученики занимаются научно-исследовательской деятельностью, получают дипломы победителей на научно-практических конференциях.
Елена Николаевна преподала мне и уроки человеческого общения. Надо сказать, что дипломники нашего преподавателя становились ни больше ни меньше как членами её семьи, родными людьми. Я с благодарностью вспоминаю, как обедала с её семьей по выходным, гуляла в Сосновке и у Ольгинского пруда с ней и её мужем Валерием Георгиевичем, ездила с ними за грибами… Это было так важно для студентки, оторванной от семьи и живущей в неустроенных бытовых условиях общежития.
Для меня большим праздником были семейные обеды — с полной сервировкой, жареной уткой или гусем и другими изысками. За обедом — разговоры о насущном, о высоком, о главном.
Когда я приезжала в Санкт-Петербург после окончания института, непременно старалась заглянуть к Елене Николаевне, сначала одна, потом с дочерью, и неизменно нас ждал великолепный обед, каждый раз с фантазией (в последний раз, помню, были ананасы в шампанском). И никогда из этого дома я не уходила без подарка, пусть даже небольшого. Храню дома все сувениры, все письма, неизменно вспоминаю с теплом этот дом и его хозяйку, желаю ещё долгих лет, терпения, веры, сил и здоровья.

О. С. Чуйкова, выпускница отделения детской литературы библиотечного факультета ЛГИК им. Крупской 1985 года, г. Вологда

С днём рождения, незабвенная Леночка!

Бывает, что из тёмного угла
достанет память яркую страницу…
В. Винников

Это был удивительный коллектив молодых энтузиасток — Калининградская детская областная библиотека им. А. П. Гайдара на исходе «оттепели» (1961–1964). Именно тогда работала там библиограф (в единственном числе!) Лена Шевченко (ныне Е. Н. Томашёва). Я помню её тех лет: немного мальчишеский независимый вид, речь с мягким украинским акцентом, (как оказалось, — она родом из Ворошиловграда (современный Луганск), подвижность девушки, привычной к спорту.
Ах, неугомонная наша Леночка, наша заводила! С ней мы — то на лыжи, то на каток… Вот и к теннису приобщила нас она, когда ещё не было на него повальной моды. Мы накупили мячи и ракетки и отправились тренироваться в парк культуры на виду любопытствующей публики. Кажется, со временем некие успехи у нас проклюнулись, если мы сподобились то ли в шутку, то ли всерьёз приглашения участвовать в каких-то соревнованиях, (от чего благоразумно отказались).
В тёплое время года в редкие воскресные дни (тогда рабочая неделя была с одним выходным) мы выезжали в Светлогорск. Окунались в холодные балтийские волны, жарились на песчаных «сковородках» — и возвращались к трудам и заботам, к своим маленьким читателям отдохнувшими, бодрыми и красиво загоревшими.
Библиотека наша была на хорошем счёту. Правда, нам никто не вручал никаких письменных благодарностей, почётных грамот и прочего — не было ещё заведено. Но зато нам отвечали взаимностью наши юные книгочеи. Я сохранила как драгоценную реликвию книгу А. Вознесенского «Антимиры» (1964) с надписью: «На память моему любимому библиотекарю Лилии Ивановне от читателя Галины Баландиной». На самом деле мы все были любимы. Ведь мы вкладывали в нашу работу всю душу, все наши знания, часто не считаясь со временем. Слово «отгул» ещё не вошло в библиотечный лексикон. Мы очень тщательно готовились к нашим выступлениям в библиотеке и за её пределами, а затем порой нелицеприятно обсуждали и анализировали каждый обзор, беседу или урок. Нам так хотелось, чтоб в скромных условиях тогдашней жизни, в чужом особняке, в городе с разрушенным королевским замком, с разбросанными то тут, то там немецкими захоронениями, с заброшенными кортами наши дети чувствовали себя в библиотеке зваными гостями и временами — хозяевами.
Среди нас, «умниц и красавиц», Лена Шевченко была совершенно особой по энергетике, целеустремлённости и трудолюбию. В библиотеку в отличие от нас она явилась по вызову. Ещё студенткой 4 курса проходила здесь практику. Понравилось. А главное, она сама понравилась и коллективу, и директору А. О. Киселёвой.
Лене доверили должность библиографа (отдела как такового пока не было). В её ведении было две больших картотеки: статей по вопросам детской литературы и детского чтения; краеведческая. Кому другому этого хватило бы, но не Лене. За достаточно короткий срок она ещё сумела выпустить два образцовых указателя: «Стихи калининградских поэтов» и «Здравствуй, океан!». Последний состоял из трёх разделов: научный (о новинках и достижениях в морском деле); профориентационный для старшеклассников с перечнем морских профессий; морская тематика в художественной литературе.
Лена — одна из зачинателей пропаганды культуры чтения среди детей и подростков. В соавторстве с преподавателем культпросвет училища С. Н. Фишбейн она подготовила брошюру по библиотечно-библиографическим занятиям.
С наработанным багажом уехала наша Лена в Ленинград. Там поступила в аспирантуру. Тема диссертации — «Краеведческая библиография». Пути наши разошлись. Но странно: какой-то таинственный параллелизм привёл меня в библиотеку Петрозаводского университета именно в качестве библиографа. И я тоже оказалась у истоков преподавания ББЗ для студентов и преподавателей. И мне довелось не однажды участвовать в составлении библиографических указателей. Я знаю, какой это кропотливый и ответственный труд. И ума не приложу, как в одиночку неопытная Лена справлялась с подобными делами.
Время быстротечно. Одни из нас давно стали бабушками и прабабушками. Увы, «иных уж нет, а те — далече…» Я рада возможности высказать слова любви к той Леночке, которую запомнила со времён безоглядной молодости, щедро растрачивавшей себя в стенах библиотеки.
Поздравляю, дорогая! Долгих здоровых лет тебе!!!

Л. Мартынова (Петрова), Петрозаводск, 14. 02 2015

Воспоминания студента СПбГУКИ
С Еленой Николаевной Томашёвой я познакомился более 15 лет назад. В ту пору я был студентом библиотечно-информационного факультета в Санкт-Петербургском Университете культуры и искусств. На кафедру Педагогики и психологии детского чтения я попал совершенно случайно. Дело в том, что на тот момент передо мной стояла первостепенная задача: получение диплома о высшем образовании. Совершенно закономерно, что специальные библиотечные предметы были для меня абсолютно не интересны и сложны… Но после нескольких часов лекций Елены Николаевны Томашёвой моё отношение к библиотечным наукам стало меняться, появилось желание узнавать больше о получаемой мной профессии, обучение начало обретать более привлекательный смысл, нежели нудное стояние в очереди за высшим образованием, возник живой интерес к этой области знаний.
В Университете культуры и искусств много уважаемых и профессиональных преподавателей, которые большую часть жизни посвятили развитию и процветанию библиотечного дела в нашей стране, но далеко не все из них могут привлечь внимание студентов к своему предмету не только фактом необходимости аттестации, а пробудить желание самостоятельно узнавать что-то новое, исследовать, изучать. Елена Николаевна в моём случае явилась именно тем специалистом-аккумулятором, который не только живёт своими идеями, но и заряжает ими своих студентов.
Прошли годы, но Елена Николаевна не ушла в категорию «бывших знакомых», а стала для меня и моей семьи, не побоюсь высокопарных слов, ДАВНИМ другом. Мы по-прежнему общаемся, встречаемся, помогаем друг другу. У нас всегда находятся общие темы для разговоров. Узнав Елену Николаевну ближе, я понял, что и в личной жизни она так же уважаема, порядочна и самодостаточна, как и в профессиональной. Приятно осознавать, что всё-таки среди нас есть счастливые люди, которые с удовольствием ходят на работу, а с работы домой. Строгий грамотный преподаватель преображается в хранительницу домашнего очага. В доме у Елены Николаевны чисто, тепло, светло, уютно, гостей всегда встречает хлебосольный, накрытый по всем правилам этикета стол, царит атмосфера радушия и счастья. По давней традиции в доме Елены Николаевны на Новый год всегда стоит живая ёлка, оригинально наряженная настоящими конфетами вместо тривиальных ёлочных игрушек. Все гости, особенно дети, любят получать с волшебного деревца сладкие чудо-подарки.
Время быстротечно… Диплом об окончании Санкт-Петербургского университета культуры и искусств мне очень пригодился в жизни, хоть я и тружусь в несколько другой сфере деятельности, нежели библиотечное дело. Но знания и умения, которые дала Елена Николаевна Томашёва постоянно пригождаются мне в моей профессиональной и личной жизни.
Спасибо Вам, Елена Николаевна, за Ваш труд! С Юбилеем!!!

В. А. Афанасьев

Поездка в ГДР
Это было в далёком 1976 году. Мы закончили 3-й курс библиотечного факультета Института Культуры.
Это было незабываемое лето! Судьба преподнесла нам подарок! Нас, девять студенток отделения детских библиотек отправили на ознакомительную практику в Университет им. Гумбольдта в Берлин. Нам предстояло провести в ГДР три недели. Нашим руководителем от кафедры была Елена Николаевна Томашова.
В Берлинском Университете не было очного обучения на библиотечном факультете, поэтому студенты, с которыми мы общались, были намного старше не только нас, студенток, но и нашего руководителя Елены Николаевны. Переводила для нас Гертруда — аспирантка, которая неплохо знала русский язык.
Главная цель нашей поездки — знакомство с книжным и библиотечным миром Восточной Германии. Мы посетили несколько библиотек: Научную библиотеку Университета им. Гумбольдта, Немецкую Государственную библиотеку, одну из детских библиотек. Поскольку мы все будущие «детские библиотекари», то нам, конечно, больше всего запомнилась детская библиотека, её техническое оснащение, аудио-отдел. Мы с этим столкнулись впервые. А особенно нас поразили корешки книг разного цвета на полках. Каждый цвет предназначен для отдельного возраста.
Для всех нас это была первая поездка за границу, поэтому впечатления были очень яркие, и многое помнится так, как будто это было вчера.
За время пребывания в ГДР, мы побывали во многих городах страны.
Берлин — это остров Музеев, Бранденбургские ворота, Берлинская опера. В книжном магазине на Унтер-ден-Линден мы все бросились покупать детские книги на русском языке. Дрезден — это Цвингер и Картинная галерея. До сих пор стоит перед глазами Мадонна Рафаэля. Веймар — музей Гёте и Шиллера; Мейсен — фарфоровая мануфактура, Потсдам — дворец Сан-Суси.
Вспоминаем поездку и, конечно, обязательно вспоминаем Елену Николаевну. Всегда спокойную, уравновешенную, добрую, заботящуюся о нас — безалаберных девчонках. Не знаю, как ей с нами, но нам с нею было очень комфортно во время нашего путешествия. Очень долго после поездки мы между собой называли её «наша фрау Елена». В группе было девять студенток. Прошло несколько десятилетий, но шесть из девяти до сих пор поддерживают отношения. Это Лена Серебрякова (ныне Ершова), Надя Отурина, сёстры Кукольщиковы (Таня и Валя), Галя Хомутова, Люда Лысова. По мнению Лены Серебряковой, это именно Елена Николаевна привила ей любовь к библиотечному делу.
Дорогая Елена Николаевна! Наша «немецкая группа» поздравляет Вас с юбилеем. Будьте здоровы и счастливы! Вы дарили любовь, добро и свои знания многим студентам на протяжении многих лет. Пусть это сторицей вернётся к Вам.

С уважением и любовью — выпускницы 1977 года.

Признания и поздравления
Научному руководителю, учёному, педагогу, другу, удивительной женщине — в предверии юбилея!

Как жаль, что в нашей жизни так быстро наступает время славных юбилеев — индикаторов скоротечности бытия, и как хорошо, что именно они, отвлекая нас от повседневности, дают возможность выразить слова благодарности и признательности человеку, который стал частью твоей судьбы, преподнеся уроки преданности делу, жизненного оптимизма и человечности.
Таким человеком в моей жизни стала Елена Николаевна Томашёва — доцент кафедры детской литературы и детского чтения Ленинградского государственного института культуры
им. Н. К. Крупской.
В 1975 г. Елена Николаевна стала руководителем моей первой курсовой работы в области библиографии литературы для детей. Увлечённость и серьёзность её подхода к такому неизвестному для меня ранее направлению деятельности детских библиотек не могла не повлиять на мою дальнейшую профессионализацию. Все последующие научные работы, конечно же, и выпускная дипломная работа, были написаны под руководством Е. Н. Томашёвой. Не случайным в этой связи было и мое поступление в аспирантуру ЛГИК им. Н. К. Крупской на кафедру детской литературы и руководства детским чтением. Одним из весомых аргументов принятия такого решения была открывающаяся возможность снова близко общаться, трудиться, постигать секреты библиографии детской литературы вместе с Еленой Николаевной.
Сегодня, по прошествии почти тридцати лет со дня защиты диссертации и оценки профессионального пути, наступает момент, отражающий понимание и ценность человеческой поддержки, осознание того, что одним из главных принципов науки является опора на опыт поколений, прежде всего, в лице научного руководителя. Уроки этики учёного, полученные в процессе совместного научного поиска под руководством Елены Николаевны, убедили, что быть учёным — значит быть, вдумчивым, внимательным человеком, обладающим огромным запасом знаний, эрудиции, терпения, умением анализировать и сопоставлять. Быть учёным — это значит порою не принадлежать себе, ведь наука требует колоссальных затрат времени и сил! Примером такой преданности науке служит вся профессиональная деятельность моего научного руководителя.
Она всегда тепло отзывалась о своих учителях. Среди них — преподаватели кафедры детской литературы и детского чтения: З .И. Свиридова, Н. Н. Житомирова, Г. И. Позднякова, а также известные библиографоведы — М .А. Брискман, М. П. Бронштейн, А. В. Мамонтов, С. А. Трубников.
Е. Н. Томашёва-учёный — это уникальный образец творческого синтеза наилучших традиций библиографии детской литературы и смелых новаторских инициатив во имя процветания идей детского чтения. Каждая её научная работа — это результат глубокого научного поиска, пример профессионализма и принципиальности.
Проблемное поле её научного поиска — библиография литературы для детей. Ею осуществлена разработка нескольких редакций курса «Библиография литературы для детей», спецкурса «Краеведческая библиотечно-библиографическая работа с детьми», многих учебных пособий для студентов, обогащение курса разработкой новых проблемных тем (реклама детской книги в библиографической деятельности библиотек; рекомендательная библиография как экспертная система и организатор чтения детей; библиографическая модель детского чтения: новый формат; игровые формы в библиографической работе с детьми; подростки и юношество в информационно-культурном пространстве и др.). На этих учебниках и методических пособиях выросло не одно поколение преданных делу детского чтения специалистов.
Начиная с 1970 г. она постоянно работает над совершенствованием программы учебного курса «Библиография детской литературы», ведь качество обучения напрямую связано с кондиционностью учебного материала.
В 1981 и 1988 гг. выходит совместная (ЛГИК и МГИК) программа учебной дисциплины «Библиография литературы для детей, разработанная Е. Н. Томашёвой в соавторстве с Е. Ф. Рыбиной. Она принимается Министерством культуры СССР в качестве обязательной для всех вузов культуры страны и педагогических вузов. В соответствии с этой программой пишется и издаётся в 1984 году под научной редакцией
С. А. Трубникова учебник «Библиография литературы для детей и юношества» (Е. Ф Рыбина, Е. Н. Томашёва). В этом учебнике Е. Н. Томашёвой написаны важные главы — 1, 2, 3, 7, 8, 12, 14, 16, а также Предисловие и Введение. Учебник получает положительные отзывы многих специалистов (Т. Г. Дунаевой, Н. Н. Гутман, Н. Б. Медведевой и др.). Учебник занял первое место на конкурсе научных работ по библиотековедению и библиографии 1984–1985 году.
В 2000 г. Е. Н. Томашёвой подготовлен авторский вариант программы курса «Библиография литературы для детей и юношества» (опубликован в «Учебных тетрадях» ЛГИК, Вып. 4). Она также принимает участие в подготовке программы по специализации «Филолог-библиограф детской литературы» (разделы «Библиография детской литературы» и «Литературное краеведение и информационная деятельность библиотек».- (СПБ, 2000).
Е. Н. Томашёвой опубликовано более 160 научных работ — результат многолетнего добросовестного труда, включая публикации на чешском и украинском языках. Круг её научных интересов нередко выходит за пределы библиографии детской литературы, включая проблемы общего библиографоведения, детской литературы и литературной критики, журналистики. Ей принадлежит ряд серьёзных рецензий на библиографические пособия.
Особого внимания среди научных публикаций последних лет заслуживают такие, как «Рекомендательная библиография детской литературы в России сегодня»1 (Доклад на международном библиографическом конгрессе в Петербурге в 2010 году). Оригинальными, глубокими и информационно ёмкими представляются творческие портреты петербургских писателей и издателей: Б. А. Алмазова, И. И. Горбунова-Посадова, А. А. Крестинского,
Н. А. Ходзы, Е. И. Чарушина, Ю. Н. Шесталова, опубликованные в двухтомном энциклопедическом словаре «Литературный Санкт-Петербург. ХХ век».2 Очень интересными, имеющими подытоживающий характер, являются такие статьи, как: «Итоги и векторы развития российской библиографии»3 (Рецензия на работу «Библиография»: указатель содержания журнала. 1992-2008), а также, одна из последних работ — статья «От расцвета до заката, или Как с водой выплеснули и ребёнка»4. (Статья написана к 65-летию кафедры детской литературы СПБГУКИ, к большому сожалению — мало кем замеченному событию 2011 года).
Е. Н. Томашёва-педагог — признанный специалист в благородном деле подготовки будущих библиотекарей- библиографов детских библиотек.
Уверена, каждый, кто имел возможность быть учеником Елены Николаевны, благодарен судьбе за творческое сотрудничество с замечательным, умным, добродушным, толерантным человеком, в котором гармонично соединены высокий педагогический профессионализм и женская мудрость. Требовательная к студентам и аспирантам, она предъявляет такие же требования и к себе. Наверное, по этим причинам так и осталась ненаписанной её докторская диссертация, задуманная ещё в 1980 г., проспект которой ею неоднократно варьировался, уточнялся и «вызревал».
К сожалению, сегодня педагогическая деятельность Елены Николаевны Томашевой, как и многих ее коллег — учёных-преподавателей, прервана в связи с закрытием кафедры детской литературы и руководства детским чтением в СПбГУ. (Очевидно, современная практика руководства детским чтением не нуждается больше в научном библиографоведческом сопровождении. Оставляя за порогом это, лишенное всяческого оптимизма и даже здравого смысла предположение, можно с уверенностью сказать, что на фундаменте, заложенном в основание процесса формирования круга детского чтения педагогами этой кафедры, будет построено ещё не одно здание).
Е. Н. Томашёва — человек большой души и открытого сердца. В современном рациональном мире очень сложно удержаться на позициях доброты, альтруизма, заботы о ближнем. Елене Николаевне удаётся это с большим успехом. Будучи человеком глубокой интеллигентности она не может мириться с проявлениями бездуховности, несправедливости, отсутствием профессионализма, безответственностью.
При всей внешней строгости и сдержанности Елена Николаевна обладает тонким изящным чувством юмора, зажигательной энергией, умением создать вокруг себя атмосферу лёгкости, непринуждённости, дружеской иронии, улыбок. Подтверждением этих слов могут служить события тридцатилетней давности — защита мной кандидатской диссертации «Совершенствование библиографического информирования школьников в условиях реформы общеобразовательной школы» в 1987 г. в специализированном совете ЛГИК. Блестящее выступление моего главного оппонента д. п. н. профессора А. В. Соколова, сделанное в его характерной манере соединять серьёзный анализ, философские рассуждения, ироничность мысли с лирическими отступлениями, шуткой и доброжелательным отношением к оппонируемому понравилось окружающим, а от меня потребовало ответа на ряд серьёзных замечаний и вопросов. Я видела, что во время его речи Елена Николаевна что-то усиленно записывает. Неужели конспектирует речь? Оказалось, она записывает привлекшие её внимание некоторые его суждения, облечённые в юмористическую форму, пытаясь тут же спародировать их. Уже на следующий день после защиты появилось отпечатанное на машинке написанное ею небольшое эссе по поводу этого выступления под названием «О не детской попытке разогнать информационный туман». Приведу лишь два небольших отрывочка из него: «…Заявление о том, что детскую библиотеку правомерно понимать как информационное учреждение — иллюзия , мираж, добровольный самообман. Надев “информационные очки”, диссертант смело бросается в бушующие волны информационного массива и издательской продукции, как будто бы он уже в отпуске и купается в море Чёрном (я жила тогда в городе Николаеве на юге Украины). Что это — природное нахальство, дань моде, неудавшаяся личная жизнь или просто информационный шум? Откровенно говоря, ни то, ни другое ни третье, ни четвёртое…»
И далее: «…В диссертации информационная служба предстаёт в свете информационного подхода так же, как с точки зрения архитектуры она представляет собой нежилое здание функционального назначения. Однако, к чести диссертанта и его научного руководителя, они проявили незаурядную смелость и чувство нового, заставив поверить, что и в нежилом здании можно спасаться от теоретических туманов и терминологических рифов… Безусловной предпосылкой актуальности и практической значимости диссертации является её связь с реформой школы, которая заваливается у нас на глазах и волнует нас не меньше, чем имеющиеся завалы в высшей школе. Высокая добросовестность трудолюбие, работоспособность, конечно, вызывают уважение к автору и даже укрепляют доверие к его выводам…».
Вот с таким замечательным человеком, учёным и педагогом мне посчастливилось быть рядом в общей сложности десять лет моей жизни. Сегодня, накануне замечательного юбилея Елены Николаевны я хочу от всей души пожелать этой мудрой и очаровательной женщине крепкого здоровья на долгие годы! Пусть Ваши научные изыскания, Елена Николаевна, принесут большую пользу российскому обществу в области продвижения деткой книги, повышения качества детского чтения, а Вам подарят огромное моральное удовлетворение, радость и признание профессионалов!
Огромное вам спасибо, Елена Николаевна, за участие в моей судьбе!

1 Библиография. — 2011. — №3. — С. 64–70.
2 СПб: филол. фак. СПбГУ, 2011.
3 Библиография. — 2011. — №14. — С. 83–86.
4 Библиотечное Дело. — 2013. — №5. — С. 17–24.

С уважением и любовью,
Т. Попова, доцент кафедры социальной работы и педагогики Черноморского государственного университета имени Петра Могилы, г. Николаев, февраль 2015 года.

Учитель, библиограф, краевед
В библиотеках Санкт-Петербурга знают и ценят Елену Николаевну Томашёву — кандидата педагогических наук, доцента, преподавателя СПб. Университета культуры и искусств, члена ассоциации детских библиотек России.
Е. Н. Томашёва — автор библиографических пособий для детей, статей и рецензий, посвящённых актуальным проблемам детской литературы и библиографии, анализу изданий книг-игрушек и развивающих книг для малышей, деятельности издательств и педагогических журналов. Она воспитала большое количество специалистов и дала им путёвку в библиотечную жизнь. К таковым относятся Семён Арсеньев, Татьяна Синкевич, Григорий Войнер, Виктория Суходольская, Ольга Макурина, Мария Чердынцева и другие. Сегодня мы вспоминаем с благодарностью занятия с Еленой Николаевной на нашей любимой Кафедре детской литературы.
На лекциях по библиографии детской и юношеской литературы мы не только осваивали азы науки и работали на практических занятиях, но и вели задушевные беседы. Елена Николаевна, — человек общительный, весёлый, разговорчивый. Нередко, она сама критиковала библиотечные и институтские порядки, рассказывала анекдоты, старалась сделать занятия интересными. С ней мы посещали разные библиотеки города. Нам была дана возможность писать статьи в профессиональную прессу — журналы «Библиография», «Детская библиотека», «Петербургская библиотечная школа» и др., принимать реальное участие в составлении сборников, которые были задуманы Е. Н. Томашёвой на кафедре и, впоследствии, стали учебными пособиями для других поколений.
Начало творческой деятельности Е. Н. Томашёвой связано с изучением краеведческой литературы для детей. Этому была посвящена её диссертация (1967). Краеведение в 1990–2015-х гг. переживает новый этап развития. Интерес к празднованию 300-летия Петербурга, юбилеев его пригородов, явился причиной издания небывалого количества книг, публикаций статей в журналах. И неудивительно, что Елена Николаевна обращалась неоднократно в своих работах и лекциях к краеведческой библиографии, привлекала к исследованиям студентов. Вместе с Е. Н. Томашёвой мы раскрыли такие темы как «Реклама книг и библиографических услуг в детской и юношеской библиотеке», «Информационное обеспечение краеведческой деятельности в условиях детских библиотек», приняли участие в составлении справочного аппарата к сборнику «Развитие краеведческой библиографии детской литературы в России. Вып. 2: Материалы к библиографии краеведческой библиографии детской литературы: Хронологический указатель: 1918–1997».
Волновали Елену Николаевну и другие проблемы, например, как сделать детскую библиотеку привлекательной, какие залы следует открывать, как возродить в детских библиотеках создание рекомендательных библиографических пособий. Благодаря усилиям таких как Е. Н. Томашёва, библиотечное дело сегодня снова находится на подъёме, им заинтересовались первые лица нашего государства, а многочисленные ученики воплощают в жизнь идеи и заветы преподавателя.
Мы желаем Елене Николаевне крепкого здоровья, успехов в творческой деятельности, счастья, радости, душевного тепла, всегда быть нужной в профессии.

С. Р. Арсеньев, заведующий сектором истории детской книги СПб ГБУК «Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина»