В ожидании чуда. На пути к самопознанию*

Придумать бы такое место, где тебя первым делом спросят: «Что ты хочешь…?», предложат на выбор множество интересных дел и развлечений, порадуются твоим успехам, не будут ругать, а помогут, научат всяким прекрасным вещам, повеселятся вместе с тобой и в конце — мечтать так мечтать! — подарят какие-нибудь подарки.
Таких мест не бывает, вздохнут ребёнок и родитель. Разве только в сказках. Или только на Новый год. И будут неправы. Царство игры, знаний и творчества может оказаться на соседней улице. В детской библиотеке. В любое время года тут ждут детей с радостью. Всех: одарённых и «проблемных», примерных отличников и двоечников-разгильдяев. Ведь здесь каждому дается шанс сталь творческой личностью. Найти друзей и занятие по душе. Полюбить книгу. Пространство свободного детского развития. Безопасное, комфортное, бесплатное. Пространство любви.

Личность воспитывает личность
Организаторы и хранители этого волшебного места — библиотекари-педагоги и библиотечные психологи. Никакие компьютеры, интерактивные электронные программы, хитроумные сервисы и гаджеты не вытеснят из настоящей детской библиотеки человека-мастера, любящего детей.
Почему? А потому, что компьютерная программа не поинтересуется у Васи, отчего он сегодня такой грустный, не изменит ради этого конкретного сегодня-грустного Васи ход занятия и не придумает вместе с уже-не-таким-грустным Васей что-то неожиданное, сногсшибательное.
Это может только талантливый педагог, вкладывающий в ребёнка свою душу.
Личность воспитывает личность. Интеллигента — интеллигент. Творца — творец. А вовсе не «эффективный менеджер», приглашающий в библиотеку случайных гастролеров, разовых кудесников, отнюдь не желающих знать конкретного мальчика Васю. Отбарабанил иной кудесник программу — и привет. Для него что библиотека, чтоторгово-развлекательный центр — разница неощутима.
Потребителя воспитывать не нужно — сам вырастет.
Есть ещё кружководы (вариант «библиотека-дом творчества»). Детей и свое ремесло, скорее всего, приглашённый кружковод любит. А вот книги, периодику и всякие мультимедийные сокровища библиотеки может в упор не увидеть. И не открыть ребёнку чудо мировой культуры, то есть не дать ему надёжную защиту от жестокого порой окружающего мира.
Но не будем о печальном. Ведь остались в хороших детских библиотеках волшебники, дарящие детям непреходящие ценности. Вот их-то я и попросила рассказать какие-нибудь случаи из библиотечной жизни — смешные, грустные и трогательные.
Вера Владимировна Милицкая, вдохновитель и один из авторов уникальной развивающей библиотечной программы «Творческое развитие личности ребенка в библиотеке» (апробированной на разных детях и получившей диплом Министерства культуры РФ): «Фильм-опера “Евгений Онегин” длинный, самые маленькие члены нашего “Клуба семейного чтения” стали отвлекаться. “Устали ребятки, пойдите поиграйте, пока мы досмотрим!” — предложила я им. “Нет, пока не постреляются, мы отсюда не уйдём!” — твёрдо ответили они. Проиллюстрировали любимые описания природы в романе. Думала, они только рисунки сделают, а они дома и тексты добавили — получилась почти книжка». (У Веры Владимировны уже собралась коллекция таких книг — сказки и классические произведения в иллюстрациях младших школьников.)
Ещё случай — «педагогический»: «Второклассники-близнецы Петя и Саша почему-то отказались петь в хоре в нашем новом спектакле “Птицландия”. Я решила, — рассказывает Милицкая, — что у них с пением связаны какие-то тяжёлые воспоминания, и не настаивала на участии в хоре. Перед премьерой, увидев, в каких интересных и красивых костюмах (сделанных руками родителей, сотрудников библиотеки и самих детей) расхаживают их одноклассники, близнецы взмолились: “А можно и нам с ними попеть со сцены? Мы ж слова помним!”. “Это Татьяна Валентиновна решает”, — ответила я. Музыкальный педагог Татьяна Валентиновна улыбнулась незаметно, но сказала мальчишкам вполне серьёзно: “Конечно, попоете — из первого зрительского ряда. Помогайте!”. Вздохнули братцы, но делать нечего».
Вера Владимировна, кстати, по первой профессии — актриса и театровед. А её талант как театрального педагога раскрылся именно в детской библиотеке. Настоящая терапия творчеством в рамках литературного театра: ранее зажатые, плохо говорящие, неуклюжие дети, освоив под руководством Милицкой элементы сценической речи и сценического движения, позанимавшись на специальных занятиях с библиотечным психологом, кандидатом психологических наук Ларисой Васильевной Бондаревой, в ходе репетиций из гадких утят постепенно превращаются в маленьких лебедей. После премьеры отношение одноклассников и учителей к этим бывшим неудачникам и аутсайдерам меняется. Позиция творца, осваиваемая детьми в разнообразных видах творческой деятельности (в рамках указанной экспери­ментальной программы), — это тот стержень, который «собирает» личность.

Оксана Леонидовна Кабачек, главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидат психологических наук, Москва

* Опубликовано в журнале «Семья и школа», № 1–2 за 2014 г.