Моё введение в специальность. Мартеновские печи, модель С. Бредфорда и ремесло библиографа

Юбилей — это всегда воспоминания, размышления о прошлом и настоящем.
Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской стал моим родным вузом 50 лет назад. Сейчас, когда меня спрашивают, почему я поступила в ЛГИК, отвечаю, что я по складу ума гуманитарий, в то время гуманитарных вузов было мало, самый распространённый — пединститут. Моя мама преподавала литературу и русский язык, поэтому я видела её в основном с кипой тетрадок. Эту судьбу повторить я не хотела. О ЛГИК узнала от своей знакомой, которая его закончила, и от школьных подруг. Родители мне не перечили, хотя и не были рады моему выбору. С золотой медалью можно было выбрать что-то другое. Подруги уехали в Москву поступать в МГИК и не поступили, я — в ЛГИК — и поступила, выдержав конкурс 13 человек на место.
Вот так, особенно ничего не зная о будущей профессии, я стала студенткой библиотечного факультета, по специальности библиотековедение и библиография технических библиотек, гр. №6. И никогда не пожалела! Группа была разнообразной по составу: половина группы — ленинградцы, остальные их разных мест, много из Украины, большинство можно собирательно назвать — девочки из райцентров. Среди иногородних большинство имели среднее специальное образование, нас, иногородних, только что окончивших школу, поступило всего 5 человек. Были ребята после армии, которые, как и мы, жили в общежитии и очень кстати «присматривали» за нами. Группа очень сильная, пересдача зачётов и экзаменов была большой редкостью.
Главный приоритет — учёба. Много занимались в библиотеке вуза, читальном зале в общежитии и окрестных библиотеках. Воскресенье считалось библиотечным днём. В группе уважали отличников, и только так. Не случайно 5 человек из группы закончили аспирантуру, трое из них (Н. Вербина, П. Козляковский, Г. Сбитнева) защитили кандидатские диссертации, а один выпускник (В. Леонов) — докторскую. Возвратить бы то отношение к учёбе! Будучи педагогом с большим стажем, сейчас понимаю и трудности преподавателей, и в то же время большие возможности в представлении своего курса. Если студенты готовятся к занятиям, изучают предмет, то читаешь лекцию — как песню поёшь. В нашей группе не было понятий «неинтересный предмет», «скучный» преподаватель. Педагоги относились к нам с большим уважением, ни разу не слышала, чтобы кто-то повысил голос. В то же время соблюдалась дистанция, не было «домашностей», одни учили, а другие — учились.
Первая встреча с профессией произошла на первом занятии, которое проводил зав. кафедрой И. А. Мохов. Это было, как я теперь понимаю, введение в специальность. Иван Андреевич рассказывал о профессии, о технических библиотеках, о предметах, которые мы будем изучать. Это было интересно, но так далеко, за окном шумел самый прекрасный город, и осознание сопричастности к этому городу наполняло душу восторгом. Культурная среда города, музеи, театры, архитектура, само здание, в котором проходили занятия, формировали общую культуру — почву для получения высшего гуманитарного образования в одном из лучших гуманитарных вузов.
После вуза я по распределению работала библиографом в НТБ Волгоградского тракторного завода (ВГТЗ), а с 1972 г. преподаю в Кемеровском государственном институте культуры. Закончила аспирантуру, защитила диссертацию, была деканом, зав. кафедрой, сейчас работаю доцентом кафедры технологии документальных коммуникаций, имею более 200 печатных работ. Всегда точно знала, что основа моего профессионального пути была заложена в ЛГИК.
За полвека многое уже забылось, но многое осталось в памяти. До сих пор оцениваю занятия по иностранному (немецкому) языку. Количество часов, хорошо продуманная методика преподавания позволили свободно читать художественные, общественно-политические,
а главное — специальные тексты, знать достаточно глубоко профессиональную лексику. Эти знания пригодились, когда я работала библиографом в НТБ Волгоградского тракторного завода, затем в преподавательской деятельности и при учёбе в аспирантуре. Жаль, что эта методика не используется в других вузах!

Галина Ивановна Сбитнева, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, доцент, г. Кемерово