«Золотое ядро» профессиональных знаний. Библиотечно-информационный факультет Санкт-Петербургского института культуры

2018 год — важная дата в истории подготовки кадров для библиотечно-информационных учреждений. Это год столетия СПбГИК и библиотечно-информационного факультета — ровесника вуза, заложившего основы высшего библиотечно-информационного образования в стране.
На протяжении всех лет своего существования высшая библиотечная школа претерпевала множественные изменения. Подготовка кадров велась по типам библиотек и «на выходе» был библиотекарь-библиограф детских, массовых, научно-технических и других типов библиотек. Накоплен большой опыт подготовки кадров с учётом функционального подхода — отдельно готовились библиографы, каталогизаторы, фондовики и прочие функциональные специалисты. Менялся и срок подготовки кадров высшей квалификации от 4-х до 5 лет по очной форме обучения.
Начиная с 2010 г. библиотечная школа окончательно перешла на многоуровневое образование, что повлекло за собой серьёзные изменения сформированной ранее системы. Средние учебные заведения присваивают своим выпускникам квалификацию «специалист», которую ранее получали выпускники вузов, прошедшие 5-летнее обучение. В вузах введена трёхуровневая система подготовки: бакалавриат—магистратура—аспирантура. В основе обучения лежат компетентностно-ориентированные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), на основе которых разрабатывается огромный пакет методического обеспечения, включающий основные образовательные программы (ООП), рабочие учебные планы, рабочие программы дисциплин, фонды оценочных средств, методические рекомендации и другие материалы. Выпускники завершают освоение каждого уровня обучения подготовкой и защитой выпускной квалификационной работы (ВКР).
Мы бережно храним опыт, накопленный нашими предшественниками. Какие достижения предыдущего периода необходимо сохранить и взять с собой в качестве опоры при разработке перспективных моделей библиотечно-информационного образования?
В первую очередь, это фундаментальная гуманитарная подготовка. К сожалению, именно этот блок дисциплин подвергся в последние десятилетия максимальному сокращению на всех уровнях образования, что проявляется в снижении общего интеллектуального уровня выпускников не только школ, но и вузов, хотя очевидно, что человек, получивший высшее образование, должен знать мировую литературу, владеть, по крайней мере, двумя иностранными языками, не говоря уже о грамотной речи и письме на родном языке. С большим трудом, благодаря консолидированным усилиям профессионального библиотечного сообщества, в ФГОС по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» удалось вернуть общепрофессиональную компетенцию «способен использовать знание мировой литературы для реализации профессиональных задач, формирования культурной идентичности личности и межкультурного взаимодействия», в том время как в образовательных стандартах по другим направлениям подготовки эта компетенция отсутствует.
Другим безусловным достижением предыдущего этапа можно считать накопление и развитие «золотого ядра» профессиональных знаний, сконцентрированных в блоке базовых дисциплин. Большим успехом профессионального сообщества можно считать подготовку серии учебников по этим дисциплинам, выпущенных издательством «Профессия». Последовательное освоение «золотого ядра», независимо от того, в каком вузе культуры страны обучается будущий библиотекарь, способствует не только системному овладению профессиональными знаниями, но и формированию профессионального менталитета, выработке общей системы ценностей, что является залогом сплоченности профессионального сообщества.
Достижением профессионального образования является и накопленный опыт специализации, профильной подготовки кадров с учётом типа библиотек, особенностей региона, запросов работодателей. Сохранению и развитию этого подхода препятствует уменьшение количества студентов, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в ряде вузов страны, тем не менее, профильная подготовка представляется наиболее перспективной. В СПбГИК профильной подготовке кадров способствует устойчивый бюджетный набор на бакалавриат в количестве 70 человек по очной форме обучения и 50 человек по заочной. В последние годы наблюдается устойчивый конкурс на бакалавриат — 7–10 человек на место. Это результат активной профориентационной работы наших преподавателей и студентов в школах и библиотеках, а также высокая репутация вуза в глазах абитуриентов и их родителей.
Санкт-Петербургский государственный институт культуры обладает многолетним опытом профильной подготовки кадров для разных типов библиотек — публичных, детских, научно-технических и др. Исторически курсы, связанные с библиотечным обслуживанием, библиографическими ресурсами и ряд других, читались отдельно для студентов, обучающихся на отделениях детских, массовых и технических библиотек, и наполнение учебных курсов соответствовало специфике информационных потребностей читателей разных типов библиотек.

Валентина Владимировна Брежнева, декан библиотечно–информационного факультета СПбГИК, доктор педагогических наук, профессор