Развиваться, сохраняя традиции. Санкт-Петербургский государственный институт культуры в XXI веке

Вступление института в новое столетие было отмечено динамичными изменениями, продиктованными требованиями времени и реформами, проходившими в Российской Федерации.
На переломе веков жизнь института была наполнена явлениями, тесно связанными с ушедшими 1990-ми, тяжёлым для страны временем. Но вуз выстоял и продолжил единую линию развития, связанную с подготовкой специалистов библиотечно-информационной деятельности, организаторов массовой культуры, творческих работников в разных жанрах искусства. Воспитав не одно поколение востребованных выпускников, СПбГИК является одним из крупнейших и ведущих центров подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культуры и искусства.
С декабря 1991 г. по 2009 г. вуз возглавлял доктор исторических наук, профессор Павел Алексеевич Подболотов. С 2009 по 2010 г. обязанности ректора исполнял заслуженный работник культуры РФ, кандидат философских наук, профессор Борис Исидорович Рашрагович. С апреля 2010 г. возглавляет вуз заслуженный работник высшей школы России, доктор исторических наук, профессор Александр Сергеевич Тургаев.
Во втором десятилетии века произошёл переход на многоуровневую подготовку специалистов по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, ассистентуры-стажировки, докторантуры, появились новые направления научных исследований, изменилась организация учебно-воспитательной работы, развивается студенческое самоуправление.
Сегодня учебную, научную, художественно-творческую и воспитательную работу в институте организуют 6 факультетов: библиотечно-информационный (декан — проф., д.п.н. В. В. Брежнева), мировой культуры (декан — доц., к. филос.н. А. Е. Хренов), искусств (декан — доц., к.п.н. А. А. Пономарёв), музыкального искусства эстрады (декан — нар. арт. России В. М. Лебедев), социально-культурных технологий (декан — к. филос. н. В. И. Еременко), информационных технологий (декан — доц., к. техн. н. Д. Ф. Миронов); 35 кафедр; центр дополнительного профессионального образования, лингвистический образовательный центр, подготовительные курсы и отделение, детская школа искусств.
В институте работают две общевузовские кафедры — кафедра истории и петербурговедения и кафедра физического воспитания. Подготовка студентов ведётся по 42 направлениям: библиотечно-информационная деятельность; народно-художественная культура; искусство народного пения; социально-культурная деятельность; культурология; история искусств; музеология и охрана объектов культурного и природного наследия; режиссура театрализованных представлений и праздников; дизайн; музыкальное искусство эстрады; режиссура кино и телевидения; актёрское искусство и др. В юбилейном 2018 г. по всем образовательным программам, реализуемым в вузе, осуществляется преподавание 4852 дисциплин!
Славу и достояние любого вуза определяют личности, профессионалы. Более 500 преподавателей, не просто весьма квалифицированных, признанных в профессиональной среде специалистов, но истинных энтузиастов своего дела, людей увлечённых и ответственных составляют сплоченный коллектив Санкт-Петербургского института культуры. Две трети преподавателей имеют учёные степени и звания, государственные знаки отличия, в их числе — народные и заслуженные артисты России, заслуженные деятели науки и искусств, заслуженные работники культуры и высшей школы. В вузе на сегодняшний день обучаются около 5 тыс. студентов, слушателей и аспирантов. Для обучения созданы все необходимые условия, в том числе с использованием специальных дистанционных технологий.
За последние годы созданы три научно-образовательных центра (НОЦ): фольклорный им. И. А. Волкова (руководитель — доц., к.п.н. В. М. Сивова), социально-культурного проектирования (руководитель — доц. И. Ф. Симонова), библиотечно-информационных технологий. Каждый из центров решает важные дополнительные научные, учебные, просветительские, маркетинговые задачи, позволяющие вузу позиционировать себя как лидирующее образовательное учреждение в сфере культуры. Самый молодой из центров — НОЦ библиотечно-информационных технологий — создан в 2016 г. (руководитель— д. п. н., проф. И. С. Пилко). Его создание — ответ на получившее распространение в обществе мнение: «Библиотекарем может быть каждый». Складывающая в библиотечной отрасли ситуация убеждает профессионалов в обратном: «На библиотекаря надо учиться!» и «Библиотекарям надо учиться!». Предложить профессиональному сообществу качественный образовательный контент профессионального и дополнительного профессионального образования, дистанционные и интерактивные технологии его освоения — такова задача центра.

Владимир Андреевич Лимонов, проректор по воспитательной и социальной работе СПбГИК, кандидат исторических наук, доцент