Путешествие в неизведанные миры. Созидательное чтение: заметки библиотекаря

Встреча двух миров, вымышленного и реального, вызывают в душе читателя определённый отклик; из гаммы чувств, испытанных на этом перекрёстке, складывается система новых представлений о себе, возникает понимание своего читательского пути.
Чтение определяется наукой как сложная умственная деятельность, основанная на восприятии и понимании письменной речи; как процесс распознавания текста, совокупность практик и методик работы с ним1. Но представление о феномене чтения будет неполным, если не осознавать в нём некую опосредованную текстом, устойчивую смысловую коммуникацию. Вместе с тем в процессе чтения происходит, по выражению психолога Л. С. Выготского, воссоздание художественного мира произведения «собственной душой», — то есть на интеллектуально-чувственном уровне воспринимающего текст2.
И коммуникативный, и созидательный аспекты читательской деятельности — ключевые для понимания данного феномена. Они образуют ряд понятий, которые необходимо раскрыть: «социальный генотип чтения», «читательское творчество» и «созидательное чтение».

Социальный генотип чтения
Процесс чтения по своей сути близок к процессу социализации, становления личности, в ходе которого происходит усвоение языка, культуры и образцов поведения, присущих данному обществу. Чтение становится важной частью процесса воспитания личности и ее гармоничного развития, сохранения интеллектуальной культуры и преемственности знаний3. Воспитание человеческого в человеке через книгу — это трансляция социального опыта, определяющего нормы жизни, которыми мы руководствуемся, накопление и функционирование в памяти культурных ценностей, достижений науки и искусства. И приобщение к ним осуществимо за счёт воспитательного и образовательного потенциала читательской деятельности.
Чтение и его результат напрямую соотносятся с пластами воспринимаемой культуры (национальной, языковой, научной и художественной). По словам учёного В. О. Скитневского, «общие традиции и менталитет нации накладывают свой отпечаток на взаимоотношения с книгой». Формирование определённого «генотипа чтения», присущего той или иной социальной общности, обусловлено тем, что чтение обладает этническим своеобразием и, несмотря на общечеловеческий характер, наделено всей совокупностью специфических черт феномена национальной культуры. Соответственно, избранный круг чтения — это культурное поле освоения интеллектуального потенциала и социального опыта человечества, на котором будет расти личность.
Но если говорить об «общечеловеческом» в чтении, оно есть не что иное, как возвышение над повседневным, открытие неизведанных сторон внутренней жизни. Чтение становится личным способом бытия. «Книги через читателя формируют самую жизнь», — говорил Н. А. Рубакин. Для писателя Нила Геймана чтение — это «порождение эмпатии», непрерывный взгляд на вещи, которые происходят с другими людьми; непрестанная работа воображения, создающего мир, который читатель наблюдает чужими глазами (автора и героя), невольно забываясь, но постепенно преодолевая свою «чуждость» (по определению М. М. Бахтина). Он начинает посещать места и миры, о которых не знал прежде; обнаруживает, что внешний мир есть продолжение его самого; становится кем-то другим, оставаясь при этом собой.

Анна Валерьевна Абитова, библиотекарь МБУК «ЦБС г. Казани», детская библиотека-филиал №45

1 Современный читатель: взгляд специалистов книжной культуры: сб. ст. / сост.: А. С. Степанова, В. В. Ялышева. — СПб. : РНБ, 2011. — 192 с.
2 Тихомирова, И. Чтение как творчество и воспитание? / И. Тихомирова // Искусство в школе. — 2014. — №2. — С. 21–24.
3 Казначеева Н. Проблемы детского чтения в информационную эпоху и пути их решения / Н. Казначеева // Воспитание школьников. — 2016. — №8. — C. 35–42.