Рисуем комиксы, создаём компьютерные игры. Молодёжные проекты в библиотеке

Я получил образование в библиотеке.
Я никогда не заканчивал колледж.
Рей Бредбери.

Неформальное образование для молодёжи — это новый, во многом экспериментальный формат работы библиотек. В Централизованной библиотечной системе Московского района эксперимент такого рода проводится на протяжении последних 2,5 лет, и сегодня вполне можно подвести промежуточные итоги.
В ЦБС было задумано два проекта, касающиеся неформального образования; оба построены по одной и той же схеме. Это школа комиксов «Палитра» и проект «Инди-школа». И тот, и другой разработал и реализовал Илья Роговенко. Проекты успешно развиваются; с каждым годом повышается качество занятий и увеличивается количество участников. Также следует отметить, что проекты всегда получают поддержку от тех или иных грантодателей: Гёте-института в Москве, Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга, Фонда «Родные города» ПАО Газпром Нефть и Федерального агентств по делам молодёжи. Убедительное доказательство актуальности проектов.

Первые шаги
Школа комиксов «Палитра» — это образовательный курс, и за время своего существования он повторялся трижды, каждый раз в новом качестве (https://vk.com/palitraspb) В 2015 г. был реализован проект «Академия толерантности Палитра» — именно так школа комиксов называлась тогда. Проект приглашал команды школьников от
14 до 17 лет поучаствовать в конкурсе комиксов на тему «Толерантность и уважение». Помимо собственно конкурса, участникам предлагался курс обучения рисованию комиксов: строение фреймов, расположение объектов на странице, работа с диалогами и текстом, создание сценария. Комикс — это единство повествования и визуального действия, тут очень важно соблюсти баланс. Именно это мы и пытались донести до сознания участников.
Сейчас та первая попытка воспринимается как пробная версия проекта. Многие ошибки впоследствии были исправлены. Так, мы набирали команды участников, обратившись в школы. Получилось семь групп по 3–5 человек. Однако вскоре выяснилось, что при таком принципе отбора участники недостаточно мотивированы на активную деятельность в проекте: обычно на такие конкурсы отбираются так называемые «школьные звёздочки», которые участвуют буквально во всём, и оттого ни во что особенно не углубляются.
Курс в 2015 г. длился всего 2 месяца, за которые мы успели провести 6 занятий. Последние 2 недели проекта участники в экстренном порядке дорисовывали комиксы для финальной презентации. Сейчас понятно, что этого недостаточно, чтобы обучить всем тонкостям работы с комиксами, но тогда у нас не хватило ресурсов.
До финала проекта дошли 5 команд, представивших 5 комиксов в разных номинациях. Жюри, изучив результаты и заслушав выступления команд, наградило каждую работу в своей номинации. Никто обиженным не ушёл.
А сами комиксы мы распечатали на вертикальных баннерах 2х1 метр по одному баннеру на комикс — получилась мобильная выставка. С этой выставкой весной 2016 г. мы посетили множество площадок.

Илья Юрьевич Роговенко, заведующий отделом досуговой деятельности ЦБ им. К. Г. Паустовского СПБ ГБУ «ЦБC Московского района»