Чтение как феномен. Междисциплинарный подход к изучению*

Проблема чтения всё чаще оказывается в центре внимания широкой общественности, обеспокоенной снижением интереса к книге, специалистов-практиков, сталкивающихся с этой ситуацией в своей повседневной работе, и учёных, которые хотят не только констатировать это явление, но и понять его корни, «дойти до самой сути».
Сложность чтения как социо-культурного и психо-социального феномена, его поистине глобальный масштаб предполагает множество аспектов. В числе этих аспектов: социологический (количественные характеристики чтения различных социо-демографических групп населения, прежде всего — детей, молодёжи; национальных территорий, профессиональных сообществ и т. п.); психологический (проблемы качества чтения, понимания прочитанного в зависимости от возраста, интеллекта, особенностей развития и т. п.); педагогический (обучение чтению, формирование стимулов чтения и т. п.); филологический (герменевтический подход к чтению как диалогу между автором и читателем и т. п.); а также философский (изучающий чтение в контексте познания, эволюции личности и цивилизации); физиологический (чтение как функция мозга, как средство поддержания его жизнедеятельности и жизненного здоровья личности в целом и т. п). Всем им посвящена обширная литература, изданная на всех языках мира.
Таким образом, поток информации по различным аспектам проблемы чтения огромен. Однако издание, о котором пойдёт речь, не могло в нём затеряться, и не только благодаря своему объёму — более 900 страниц, — но и потому, что оно поистине уникально. Его уникальность — прежде всего в комплексности и междисциплинарности: в одном издании собрана, по сути, вся современная информация, посвящённая чтению как единому многогранному феномену. Это подробный справочник, отразивший практически все аспекты такого сложнейшего явления, как чтение.
Вот только некоторые из заголовков статей (разделов), которые, безусловно, привлекут внимание профессионалов:
«Книжный свиток и другие средства для чтения в древние времена»
«Чтение как нейробиологический процесс»
«Чтение и обработка речи»
«Чтение как смысл конструкции»
«Чтение и семья»
«История государственно-правового и политического влияния на чтение»
«Чтение и миграция»
«Чтение и школа»
«Чтение в цифровых сетях»
«Пол и чтение»
«Библиотеки как поставщики читающих»
«Политические последствия чтения»
«Чтение как построение личности»
Каждая статья написана известным специалистом и содержит новейшие данные по предмету.
Справочник состоит из четырёх основных разделов, некоторые из которых делятся на подразделы. Первый посвящён проблеме изучения чтения. Здесь анализируются важнейшие направления исследований в данной сфере, представлены методы и теории, используемые в изучении чтения. Показаны особенности подхода к изучению чтения представителей различных научных областей — социологов, психологов, культурологов и др.

Юлия Петровна Мелентьева, доктор пед. наук, профессор, заведующая отделом проблем чтения НИЦ «Наука» РАН, заслуженный работник культуры, Москва

* «LESEN ein interdisziplimares handbuch. Hrsg.von Ursula Rautenberg und Ute Schneider. DE GRUYTER. 2015. «ЧТЕНИЕ междисциплинарное руководство. Под редакцией Урсулы Раутенберг и Уте Шнайдер. DE GRUYTER. , 2015.