Технологии, меняющие мир. Образ будущего и детские библиотеки


Сегодня необходимо задуматься, каков образ будущего России, какими будут последствия социально-гуманитарных и информационно-технологических изменений — и как всё это повлияет на развитие библиотек.
Главным движущим фактором в XXI в. станет развитие сверхтехнологий: искусственного интеллекта, нанотехнологий, биотехнологий и когнитивных технологий, которые обладают потенциалом кардинальным образом изменить жизнь общества1. Для понимая тенденций развития современных библиотек в 2016 г. на базе МБУК г.о. Тольятти «Объединение детских библиотек» нами (И. А. Власенко) был реализован научно-исследовательский проект «Современное развитие библиотек города». Цель проекта: изучение проблем современности и путей развития библиотек моногородов России с точки зрения населения. В рамках проекта было проведён социологическое исследование по методу фокус-групп, анкетирование и экспертное интервьюирование.
С 4 по 31 августа 2016 г. в детских библиотеках трёх районов Тольятти было проведено 4 фокус-группы (на базе Центральной детской библиотеки в Центральном районе, Детской библиотеки №21 в Автозаводском районе и Детской библиотеки №8 в Комсомольском районе). Респонденты — 35 человек (4 мужчины и 31 женщина) библиотекари г.о. Тольятти, деятели образования, науки, культуры и некоммерческих организаций в возрасте от 18 до 65 лет. Респонденты высказывались на тему состояния библиотек: инфраструктура, кадры, формы работы.
Можно выделить следующие образы библиотеки, названные участниками фокус-групп:
• библиотека как место (Клуб общения), где молодёжь (в том числе из трудных семей, инвалиды и др.) и взрослые могут пообщаться с Примером (Героем, Учителем, Наставником), с интересными талантливыми людьми разных профессий;
• клубная работа — площадки деятельности и взаимодействие со сторонними клубами города, совместные мероприятия, клубы по интересам и т. д.;
• библиотека как образовательно-информационный центр, лекторий;
• библиотека как мини-кафе, третье место;
• библиотека как дом (уют);
• библиотека как литературный клуб (возможность писать тексты, проводить литературные вечера, громкие чтения, просмотры фильмов, слушать музыку).
Специалисты двух библиотечных систем города Тольятти «Объединение детских библиотек» и «Библиотеки Тольятти» 2–3 марта 2018 г. приняли участие в стратегической сессии «Библиотечная сеть Тольятти-2030. Цели, принципы, приоритет»2. Ведущий сессии — Ольга Валентиновна Синицына, независимый эксперт по библиотечному и музейному развитию и международному культурному сотрудничеству. В результате плодотворного мозгового штурма, библиотекари разработали карту развития библиотек, сформировали общее понимание форм и методов изменения негативных явления среди детей и молодёжи с помощью библиотечной системы.

Игорь Александрович Власенко, главный библиотекарь МБУК г.о. Тольятти «Объединение детских библиотек», глава Наблюдательно-попечительского Совета общественного движения «Сообщество молодых учёных», старший преподаватель Волжского университета им. В.Н. Татищева

1 Турчин А. В., Батин М. А. Футурология. ХХI век. Бессмертие или глобальная катастрофа? — М.: Бином.Лаборатория знаний, 2013.
2 Фотоальбом // Режим доступа: https://vk.com/album-38292640_252152710